Лекции
Кино
TED BBC
«„Гарри Поттер“ — это Евангелие XXI века». Дмитрий Быков — о Джоан Роулинг как идеальном кандидате на Нобелевскую премию
Читать
21:28
0 8168

«„Гарри Поттер“ — это Евангелие XXI века». Дмитрий Быков — о Джоан Роулинг как идеальном кандидате на Нобелевскую премию

— Нобель

Новый выпуск программы «Нобель» посвящен Джоан Роулинг, британской писательнице, наиболее известной как автор серии романов о Гарри Поттере, однако все еще не получившей Нобелевскую премию. Книги о Гарри Поттере были проданы в количестве более 500 миллионов экземпляров и стали самой продаваемой серией книг в истории, а также легли в основу серии фильмов, которая стала третьей по кассовому сбору в истории. Дмитрий Быков рассказывает, почему премия Джоан Роулинг может стать «искуплением грехов» Нобелевского комитета, какие евангельские мотивы прослеживаются в «Гарри Поттере», почему Северус Снейп — это оправданный Иуда, а черты Волан-де-Морта есть даже в Путине и Трампе? 

Здравствуйте, дорогие зрители. С вами снова программа «Нобель» на Дожде, ее бессменный ведущий Дмитрий Львович Быков и я, вечно ему помогающая Александра Яковлева. У нас сегодня ненобелевский выпуск, мы обсуждаем возможную кандидатуру будущих лет на Нобелевскую премию по литературе, никто этого не знает, но нам кажется, что однажды такое может произойти. Это Джоан Роулинг.

Дело в том, что сказочную прозу несколько раз обсуждали, как возможного кандидата. Это, во-первых, экспансия «Нобеля» на территорию массовой культуры, а «Нобель» любит экспансию, во-вторых, это абсолютно заслуженное награждение, поскольку влияние Роулинг на мир, я думаю, огромное, я думаю, оно превосходит все, что сделали последние нобелиаты в этой области, превосходит, я думаю, даже влияние Боба Дилана. Ну, и в-третьих, знаете, у «Нобеля» до сих пор некоторая «родовая травма», травма слово сейчас очень модное, не наградили Астрид Линдгрен, которая прожила почти сто лет в ожидании этого награждения, и все шведы ждали, что ей «Нобеля» дадут. Туве Янссон должны были наградить, конечно, за «Муми»-цикл, за ее взрослые мистические романы, за ее изумительные повести детские, но не дали. А теперь, я думаю, Роулинг получит за все, за всю детскую литературу, которая вечно недооценивалась, вечно была где-то на заднем плане. Просто она сегодня идеальный кандидат, не говоря уже о том, что и с идеализмом там все в большом порядке, и с распространением прекрасных евангельских истин, и с художественным качеством. А уж сколько она делает для благотворительности и для торжества мира во всем мире, это просто не описать. Роулинг, однако, нам дорога не этим всем. Это тоже хорошая вещь, конечно, всегда приятно, когда писатель щедро тратит свои заработки на помощь детям.

И не только детям.

Всем, да. Но приятно то, что Роулинг, вне зависимости от ее прогрессивных взглядов, и вне зависимости от того, что она просто очень хороший человек, она еще при всем при этом действительно создала Евангелие XXI века. Ну, вот так получилось. В конце концов, конечно, евангелисты, прав Александр Кабаков, были прежде всего гениальными писателями, но вот Четверокнижие о Христе, оно же собственно не является как бы их заслугой. Чтобы уж действительно не возвеличивать Роулинг слишком сильно, это как бы их ударила вот такая молния, как молния ударила в Гарри Поттера, и они ее запечатлели. О себе Роулинг сама сказала очень точно: «В каждой серьезной книге есть автопортрет, и есть такое изображение метода, минимодель метода. Там когда Снейп подслушивает в «Кабаньей голове» пророчество Сивиллы Трелони, он вдруг замечает, что Сивилла заговорила не своим голосом, он слышит вдруг такой мужской бас. Когда она пророчествует, у нее прорезывается другой голос. Вот Роулинг, когда она пишет «Гарри Поттера», у нее другой голос. Когда она пишет про своего Корморана Страйка, весь этот цикл про сыщика, все эти «Шелкопряды» и прочие дела…

Читать
Комментарии (0)
Другие выпуски
Популярное
Любовь в деталях: почему мы не замечаем, когда обижаем родных, и как этого избежать?