Лекции
Кино
Галереи SMART TV

Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.

Летописец краха американской мечты. Как Юджин О’Нил предсказал Трампа, создал маньяков Стивена Кинга и придумал сериалы
Читать
33:08
0 5788

Летописец краха американской мечты. Как Юджин О’Нил предсказал Трампа, создал маньяков Стивена Кинга и придумал сериалы

— Нобель
Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.

В этом выпуске Дмитрий Быков рассказывает о Нобелевском лауреате 1936 года американском писателе Юджине О'Ниле. Почему он стал самым депрессивным писателем Америки, каким он видел несовершенство устройства американского мира, как предсказал ужасы XX века и стал первым американским сериальщиком. 

Всем привет! С вами программа «Нобель» на Дожде и ее бессменный великолепный ведущий Дмитрий Львович Быков.

И его возлюбленная ведущая Александра Яковлева, которая сегодня вместе со мной будет вам рассказывать про Юджина О'Нила. Нобелиат тридцать шестого года, я думаю, единственный человек в истории Нобелевской премии, которого она совершенно не обрадовала. Вероятно, потому, что этого человека вообще не радовало ничего в принципе. Я более депрессивного писателя в американской истории найти не могу. И вообще при всей триумфальности, знаете, все-таки он самый успешный американский драматург, неоднократный Пулитцеровский лауреат.

Четыре премии, одна посмертно.

Да, посмертно за «Долгий день уходит в ночь». Создатель американского театра, более того, тесть самого Чаплина, очень удачно выдавший за него дочку свою Уну О'Нил, которая, я полагаю, сбежала замуж за престарелого Чаплина главным образом потому, что жизнь в семье была адом. Человек, который с сорок третьего года последние десять лет из-за Паркинсона, из-за дрожи рук и неспособности ни на чем сосредоточиться не писал в последние десять лет жизни ни одной пьесы. У него лежали ненапечатанные автобиографические сочинения, которые посмертно были напечатаны против его воли, он завещал через двадцать пять лет только их издавать, но тем не менее вышли и принесли ему посмертный триумф.

Он не бедствовал отнюдь, надо сказать, и при всем при этом он не обделен вниманием женщин, его вторая жена была красавица-актриса, ему аплодировали в Европе, его везде триумфально принимали, и тем не менее более депрессивного автора в Америке просто нет. Даже у Теннеси Уильямса, его самого прямого драматургического наследника, все-таки случаются какие-то проблески и юмора, и оптимизма. На этом фоне Юджин О'Нил действительно какая-то совершенно античная трагедия, но с этим, как ни странно, и связан его успех.

Понимаете, вот здесь приходится делать отдельный экскурс в область такого понятия, как американская трагедия, потому что мы-то привыкли, что это роман Драйзера, но это название целой на самом деле школы, которая впервые начала рассматривать американскую жизнь под совершенно новым углом зрения. Понимаете, образ Америки в начале века двадцатого в основном, конечно, усилиями завистливых англичан, которые не могут простить, что тоже вроде англосаксы, говорят по-английски, а тем не менее будущее за ними, а не за нами, образ Америки ― это страна преуспевающих дельцов, очень быстрых денег, очень плоского и поверхностного владения мировой культурой и безумной страсти к удовольствиям, к наслаждениям. Да, такой очень дорогой, очень неоновый, очень светящийся беспрерывный парк развлечений, в котором все еще и трудятся страшно, как Карлы, и очень этим довольны, потому что все сосредоточены на деньгах.

Америка как трагическая страна ― это заслуга Драйзера с его «Американской трагедией» и О'Нила с его драматургическим циклом, который первоначально назывался «Сага о дельцах, ограбивших самих себя». Он задумал одиннадцать пьес, такой вариант «Человеческой комедии» на американском материале, написал из них две, но общее количество у него приближается к тридцати, это все сплошь шедевры, надо сказать.

Он действительно внушил Америке трагический взгляд на себя. Причина этого трагизма трояка. Дело в том, что, во-первых, Америка все-таки задумывалась отцами-основателями как реализация евангельской мечты, а в результате… Они очень серьезно к этому относились, они действительно думали: «Мы первые люди на Новой земле, у которых получится жить по-божески». И не получилось. Во-первых, получилось, что они далеко не первые люди на этой земле.

Читать
Комментарии (0)
Другие выпуски
Популярное
«Дудь и Баженов сделали из меня того, кто я есть сейчас». Режиссер Юрий Быков — о России, власти и компромиссах