Лекции
Кино
TED BBC
Фэнтези о Старках и Ланнистерах XX века. Дмитрий Быков о секрете бешеной популярности Джона Голсуорси и его «Саги о Форсайтах» в СССР
Читать
19:36
0 7574

Фэнтези о Старках и Ланнистерах XX века. Дмитрий Быков о секрете бешеной популярности Джона Голсуорси и его «Саги о Форсайтах» в СССР

— Нобель

Джон Голсуорси – английский прозаик и драматург, автор знаменитого цикла «Сага о Форсайтах», лауреат Нобелевской премии по литературе 1932 года. В 1921 году он совместно с Кэтрин Эми Доусон-Скотт основал ПЕН-клуб и стал его первым главой. Голсуорси считал своим долгом писателя исследовать проблему общества, но не предоставлять решение. Сам автор признавался, что перед написанием «Саги» он перечитал Киплинга, Золя, Тургенева, Толстого и Флобера. Первый иностранный сериал, который показали по советскому телевидению — британская «Сага о Форсайтах», основанная на одноименном цикле Голсуорси.

Здравствуйте, дорогие зрители. С вами снова программа «Нобель» на Дожде, и ее бессменный ведущий Дмитрий Львович Быков.

И Александра Яковлева, его собеседница.

И сегодня моя личная радость, потому что мы будем говорить о моем одном из любимых писателей…

О Голсуорси, да.

О Джоне Голсуорси, который в 1932 году получил свою Нобелевскую премию, и поэтому появился повод обсудить его с Дмитрием Львовичем. Вам слово.

Как раз, собственно, десять лет спустя после окончания «Саги» и год спустя после окончания «Конца главы», в которой отдельные линии «Саги» доводят до тридцатых, Голсуорси получил своего «Нобеля», будучи уже к этому времени председателем британского ПЕН-центра (клуб) и одним из основоположников и символов британского социального реализма.

Он же ПЕН-центр и создал.

Да, он собственно и создатель его, идея принадлежит ему. Ну, такой вот почетный либеральный, консервативный при этом, эстетически удобный для всех человек, хотя, конечно, он гораздо сложнее этого джентльменского британского облика. Голсуорси, его популярность в России, для меня это, честно говоря, совершенная загадка, потому что он совершенно не в русле толстовского реализма находится, и вообще не в российской традиции. Я, кстати говоря, думаю, что если бы не случилось в России революции, Голсуорси бы здесь никогда не был популярен, но советским людям, и особенно советским школьницам и студенткам, безумно нравилось читать про роскошь, а Голсуорси здесь не имеет себе равных. Описание красивых страстей в красивых будуарах это, собственно, и есть «Сага о Форсайтах». При том, что для меня «Сага» всегда была произведением чрезвычайно глубокого социального содержания, не потому, что я такой умный, а потому что мне не интересны…

Потому что я такой красивый.

Читать
Комментарии (0)
Другие выпуски
Популярное
Интервью с самым узнаваемым репортажным фотографом Стивом МакКарри