Лекции
Кино
BBC
Анну Ахматову травили и проклинали, при этом восхищаясь и подражая ей. Но Нобеля все равно не дали
Дмитрий Быков — о том, почему это самое мудрое решение комитета
Читать
24:06
0 6603

Анну Ахматову травили и проклинали, при этом восхищаясь и подражая ей. Но Нобеля все равно не дали

— Нобель
Дмитрий Быков — о том, почему это самое мудрое решение комитета

Анна Ахматова – русская поэтесса, переводчица, писатель и литературовед. Одна из наиболее значимых фигур русской литературы XX века. Была номинирована на Нобелевскую премию по литературе в 1965 и в 1966 годах. Репрессиям были подвергнуты трое близких ей людей: первый муж Николай Гумилев был расстрелян после их развода в 1921 году, третий муж Николай Пунин погиб в лагере в 1953 году, единственный сын Лев Гумилев провел в заключении более 10 лет. Признанная классиком отечественной поэзии еще в 1920-е годы, Ахматова позже подвергалась замалчиванию, цензуре и травле, многие произведения не были опубликованы на родине не только при жизни автора, но и в течение более чем двух десятилетий после ее смерти. В то же время Ахматову еще при жизни окружала слава среди почитателей поэзии. Дмитрий Быков — о том, как ей так и не дали Нобеля и почему это правильное решение комитета. 

Всем привет. С вами снова программа «Нобель» на Дожде, ее бессменный ведущий Дмитрий Львович Быков…

Ведущая, точнее, вы, Александра Яковлева. Здравствуйте, Саша. Я бессменный гость этой программы.

Гость, в горле кость.

Да. И мы сегодня говорим о том, кто Нобелевскую премию не получил. Это наше ноу-хау, чаще рассказываем, конечно, о лауреатах, но иногда о недолауреатах, которых номинировали, но которым не дали. На протяжении всех шестидесятых годов наиболее очевидным кандидатом была Анна Ахматова, которую лоббировали с самых разных сторон. Ахматова сама была убеждена, что англичане, с подачи ее блистательного британского друга, сэра Исайи Берлина, наиболее активно ее лоббируют, но верили в ее получение и во Франции, и в Германии, и вся бывшая эмиграция аплодировала бы такому решению.

Так получилось, что Ахматовой Нобелевскую премию не дали, и это, как ни странно, одно из мудрейших, величайших решений Нобелевского комитета. Нобелевская премия Ахматовой так же точно не пошла бы, как не пошли бы ей в последние годы ее жизни широкополые шляпы знаменитые. И никогда невозможно себе представить вообще в поздние годы успешную Ахматову, Ахматову увенчанную. Максимум того, что ей привелось получить, это премия «Этна-Таормина», которую она получила в Италии, чрезвычайно локальная, довольно скромная, и вообще, стратегия жизненного успеха это очень не ахматовское.

Вот говорят многие об этом и пишут, что Ахматова умела выстраивать собственные мифы и выстраивала его довольно авторитарно. Да, безусловно, но в выстраивании этого мифа слава и успех играют роль довольно смешную, как ни странно. Ахматова сама сказала: «Я испытала величайшую славу, величайшее бесславие и убедилась в том, что это одно и то же». Ахматову превозносили и боготворили на протяжении всего первого десятилетия ее литературной работы, с 1911 года, как она начала печататься, и до 1921 она была самой известной женщиной в России. Более известной, чем Плевицкая, более известной, чем Тэффи, ее имя стало нарицательным, под нее одевались, под нее писали. Ее, как правильно совершенно замечал Мандельштам, воспринимают как один из символов величия России. При том, что у самого Мандельштама были претензии к ее лирике, и столпничество на паркете, и аутоэротизм, это все его определения. Но тем не менее, при всем кокетстве, ничего не поделаешь, великая поэзия, которая была вполне себе символом эпохи. А уж так полоскать, как полоскали Ахматову в советской прессе с 1946 по 1947, от Либавы до Владивостока грозная анафема гремит, в этом нет никакого преувеличения. Когда Ахматова говорила, сегодня газета хорошая, сегодня меня не упоминают, это было редкое чудо, потому что в течение года действительно не было дня, чтобы в какой-нибудь из газет, литературных или не литературных, не поминали бы Ахматову и Зощенко.

Читать
Комментарии (0)
Другие выпуски
Популярное
Канун трагедии: как началась Вторая Мировая война. Лекция Николая Сванидзе