Лекции
Кино
TED BBC
Дорис Лессинг — образец «циничного» и честного писателя. Дмитрий Быков о феминистке, которая собрала «флэш-рояль» литературных премий
Читать
16:20
0 7898

Дорис Лессинг — образец «циничного» и честного писателя. Дмитрий Быков о феминистке, которая собрала «флэш-рояль» литературных премий

— Нобель

В новом выпуске «Нобеля» Дмитрий Быков рассказал о Дорис Лессинг — писательнице-феминистке, которая получила Нобелевскую премию в 2007 году «за исполненное скепсиса, страсти и провидческой силы постижение опыта женщин». Подводя итоги своей писательской деятельности, сама Лессинг отмечала, что собрала полный «флэш-рояль» из различных литературных премий, не имея никакого формального образования. 

Здравствуйте! Это программа «Нобель», я Александра Яковлева, и с нами Дмитрий Львович Быков, как всегда, который рассказывает о самых ярких нобелевских лауреатах.

О своих любимых, во всяком случае.

О своих любимых нобелевских лауреатах.

И Дорис Лессинг одна из них. Нобеля же обычно дают человеку, у которого есть некий фундаментальный вывод о природе человечества. Вот ее фундаментальный вывод заключался в том, что люди делятся не только на расы. Люди делятся вообще биологически на несколько разных типов и цивилизаций. Женщины ― одно, мужчины ― другое. Это не значит, что мужчины хуже или женщины хуже. Дети бывают разные.

Мысль Дорис Лессинг в том, что в мире сосуществует несколько биологических цивилизаций, и главный ее труд, ее пенталогия «Архивы Канопуса», где пять романов о разных зонах, где действуют разные космические существа, иллюстрирует эту нехитрую мысль, кстати говоря, хотя не такую уж нехитрую. Там как раз речь идет о разных механизмах взаимодействия, скажем, миролюбивых женщин и воинственных мужчин, людей из низов и богачей и так далее.

Мысль Лессинг о том, что мужчины и женщины ― это вообще две несовместимые цивилизации, наиболее наглядна в «Золотом дневнике». Больше того, у нее есть там мысль о том… «Золотой дневник» вообще считается самой золотой ее классикой.

А я прочитала, что это вообще классика феминистической литературы, «Золотой дневник».

Нет, вот в том-то и беда, что не феминистической. Совсем она не феминистическая. То, что там главная героиня женщина, она подробно психоанализируется ― точно так же у нее подробно разбираются мужчины в «Пятом ребенке», и ничего такого.

У нее в чем проблема? Вот эта Анна, главная героиня «Золотого дневника», ведет четыре тетради: синюю, черную, желтую и, по-моему, красную. В каждой из них она записывает свои… Она писательница, написавшая одну книгу, она неудачливая любовница, потому что всегда она влюбляется в женатиков, у нее есть некая политическая ипостась, она следит за политикой происходящей, совершенно сейчас уже тоже неактуальной, и как-то еще она пытается что-то осмысливать философское. Потом она начинает вести суммарный золотой дневник, в котором пытается свою личность проследить в целом, собрать ее воедино. У нее это не очень получается, она не может добраться все равно до корня своих неудач, но все упирается в довольно банальную такую формулу ― «принять себя».

Но проблема же не в этом. Проблема в том, что, по мысли Лессинг, в каждом человеке живет несколько независимых существ и уживаются они с трудом. Почему ее наградили за скептицизм, действительно? Я помню, Сью Таунсенд, когда мы делали с ней интервью, мне сказала: «Очень приятно, что наградили Лессинг, потому что она образец честного британского писателя». Это то, что все называют цинизм или скепсисом, а на самом деле это умение видеть вещи как есть. Это честная игра. Она видит вещи как Моэм, с абсолютной честностью.

Действительно, люди несовместимы. «Пятый ребенок» об этом рассказывает с предельной откровенностью. Но там так случилось, генетическая случилась мутация, в нормальной семье родился древний представитель такой, как бы представитель… Питекантроп не питекантроп, неандерталец не неандерталец.

 

Читать
Комментарии (0)
Другие выпуски
Популярное
Любовь в деталях: почему мы не замечаем, когда обижаем родных, и как этого избежать?