Лекции
Кино
BBC
Как Андре Жид первым разгадал XX век, а ставка сталинского режима на знаменитого француза обернулась катастрофой
Читать
21:35
0 7048

Как Андре Жид первым разгадал XX век, а ставка сталинского режима на знаменитого француза обернулась катастрофой

— Нобель

Новый выпуск «Нобеля» с Дмитрием Быковым — на этот раз говорим о французском писателе Андре Жиде и о том, почему он получил премию в 1947 году. За что он критиковал церковь и традиционные семьи, почему его называют главным популяризатором философии эстетизма, а его поездка по приглашению в Советский Союз в тридцатых годах оказалась полным провалом?

Всем привет. С вами программа «Нобель» на Дожде, ее бессменный автор Дмитрий Львович Быков…

Автор Дмитрий Быков и бессменная ведущая Александра Яковлева. Говорим мы про Андре Жида, который…

Лауреата Нобелевской премии 1947 года.

В 1947 году, уже 78 лет от роду, ее вдруг взял да и получил. Думаю, это была большая неожиданность для него самого. Жид вошел в российский фольклор, этой участи не все удостаивались.

Фейхтвангер у дверей стоит с умильным видом,

Ах, как бы сей еврей не оказался Жидом.

Эпиграмма, которую приписывали и Стеничу, и Кольцову, и всем тогдашним острякам. Дело в том, что Андре Жид действительно способствовал сильно тому, что слово жид в России осталось весьма ругательным, его предательство ставили ему в вину до самой, пожалуй, смерти его. Скажем так, прогрессивная Европа кое-что стала понимать про Советский Союз после пакта Молотова-Риббентропа, и некоторые перед Жидом извинились, но все равно, тот хай (тот хайп, сказали бы сегодня), который устроили ему после выхода «Возвращения из СССР», это беспрецедентно для Европы прогрессивной. Я думаю, именно в 1947 году вручение ему Нобелевской премии было отчасти его социальной реабилитацией, потому что Жид обо всем главном в европейской истории ХХ века догадался первым. Это был действительно человек опережающе умный, колоссально умный, такой дальновидности, которой трудно ожидать от европейского доверчивого интеллектуала.

Я думаю, что Жид — наиболее последовательный случай такого, я бы сказал, такой этико-эстетической связи, когда неожиданно именно последовательный эстетизм оказывается единственным способом сохранить нравственность. Начало пути Жида это близость с Оскаром Уайльдом, которого он нежно любил, и чье падение он встретил как личную трагедию, и он не отвернулся от него после этого падения и продолжал с ним видеться. Он, собственно, и есть главный обоснователь и популяризатор философии эстетизма, потому что когда-то Уайльд рассказал ему за ужином такую сказку-притчу о том, что после смерти Нарцисса людям стало интересно, а что же он такое высматривал в ручье, и спросили об этом ручей. А ручей сказал: «А я на него вообще не смотрел, я смотрел только на свое отражение в его глазах». То есть по большому счету, люди на других не смотрят, они видят только себя, и Нарцисс в этом смысле не исключение. Когда появился «Миф о Нарциссе», ключевое сочинение Жида, во многом, кстати, предварявшее «Миф о Сизифе» впоследствии Камю, «Миф о Нарциссе» был первым обоснованием крайнего эгоцентризма, и даже не просто эгоцентризма, а абсолютной веры только в собственный, в личный моральный выбор. Нарцисс любуется собой потому, что он единственный источник правды и правоты, для человека прошло время опираться на чужие авторитеты. «Миф о Нарциссе» это источник мифа о человеке, который сам для себя творит этику, никакой сторонней этики, никакой чужой морали уже нет, мы выбираем сами для себя, потому что любые коллективы, любые общности это всегда диктовка, всегда диктатура. Вот то, что Жид вырвался довольно рано из-под диктатуры общих мнений, это и было, пожалуй, залогом его грядущей самостоятельности.

Читать
Комментарии (0)
Другие выпуски
Популярное
Любовь в деталях: почему мы не замечаем, когда обижаем родных, и как этого избежать?