Лекции
Кино
TED BBC
Марат Гельман: «Если бы можно было работать в государственном музее, но при этом ругать власть, я бы работал»
Галерист о своих проектах в Черногории, форуме «Свободной России», свободе и культуре в России
Читать
49:31
0 25372

Марат Гельман: «Если бы можно было работать в государственном музее, но при этом ругать власть, я бы работал»

— Синдеева
Галерист о своих проектах в Черногории, форуме «Свободной России», свободе и культуре в России

В гостях у Натальи Синдеевой галерист, директор Европейского культурного центра в Черногории Марат Гельман. Говорили о культурных проектах Гельмана в Черногории, почему он решил принять участие в форуме «Свободной России», чего не хватает системе коммуникации Навального со своими сторонниками, почему российские деятели культуры уезжают из России, также говорили о свободе, задачах культуры и взаимодействии с государством.

«Гуманитарный инженер»

Синдеева: Программа «Синдеева» опять в студии телеканала Дождь. Мне очень приятно, у меня в гостях мой приятель, друг Марат Гельман, залетел к нам из Черногории. Марат, знаешь, я думала, как же тебя представить-то… Скажи, ты сейчас как себя обозначаешь?

Гельман: Я обозначаю себя как гуманитарный инженер, как бы с таким, с вопросом, чтобы сразу же спросили — а что это такое?

Синдеева: Да, а что это такое?

Гельман: В середине ХVIII века и в конце ХIX века фигура инженера что сделала? Были ученые, которые писали какие-то формулы, которые понятны десяти другим ученым, то есть маргиналы, и была реальная жизнь, где воевали, пахали, добывали золото. И вот инженер — это человек, который думал, знал очень хорошо вот эти формулы, понимал в них, а думал все время о каких-то прагматических вещах. И вот моя профессия сегодня — это такой гуманитарный инженер, то есть я хорошо разбираюсь в искусстве, занимался искусством, но думаю все время о каких-то прагматических вещах. И, собственно говоря, я тот человек, который должен этот постиндустриальный мир привести за ручку в XXI век, то есть я занимаюсь прагматикой культуры. Считается, что культура самая такая непрагматичная сфера, считалось, а я доказываю, что сегодня, в XXI веке, по разным причинам культура является, в том числе, драйвером экономики, ну и способом решения очень практических задач, которые стоят перед властью, бизнесом.

Синдеева: Кому ты это транслируешь и на какую территорию? Давай вот…

Гельман: Ну, я, безусловно, три года в Черногории… То есть, когда ты находишься в России, ты работаешь для России, большая страна. Когда ты находишься в Черногории, ты работаешь либо для Балкан, либо для Европы, потому что страна маленькая. В принципе, я реализую проект в Черногории, ты была у меня в гостях, видела все.

Синдеева: Да, я была в гостях. Давай, чтобы у нас хватило на все времени, ты как бы суть этого, и во что сейчас это вылилось, и куда это дальше развивается, и можно ли это потом как-то экстраполировать на что-то еще, если ты получил это опыт.

Гельман: Во-первых, я хочу сказать, что я в Черногорию экстраполировал тот опыт, который я получил здесь в рамках «Культурного альянса». То есть после такого, достаточно громкого, успеха пермского проекта, здесь была ассоциация одиннадцати городов, которые хотели развиваться через культуру. Я возглавлял эту ассоциацию, и для каждого города мы разрабатывали какие-то проекты. И, собственно говоря, я в Черногорию приехал и разрабатывал такой проект, а потом остался его реализовывать.

Читать
Комментарии (0)
Другие выпуски
Популярное
Интервью с самым узнаваемым репортажным фотографом Стивом МакКарри