Лекции
Кино
Галереи SMART TV
«Таких хайпа, скандала и поляризации мнения я не помню»: Федор Бондарчук о том, почему «Спящие» не «агитка», а мейнстрим
Читать
06:49
0 13918

«Таких хайпа, скандала и поляризации мнения я не помню»: Федор Бондарчук о том, почему «Спящие» не «агитка», а мейнстрим

— Синдеева

Федор Бондарчук, который является продюсером нашумевших «Спящих», объяснил, почему этот сериал не является «агиткой», а лишь следует мейнстриму, и рассказал, что это не заказной продукт.

Синдеева: Давай очень коротко про сериал «Спящие», собственно, о котором очень много сейчас говорили, в том числе в контексте предыдущего нашего разговора. Это тоже вопрос.

Я посмотрела четыре серии этого сериала, мне очень нравится с точки зрения того, как это сделано. Это сюжет, который держит. Но, слушай, для меня это очевидная прямолинейная агитка. И более того, я бы, например, в другом контексте, в котором, вот не в том, в котором мы сейчас живем, я бы мечтала бы гордиться нашими спецслужбами, чтобы они были бы такие очаровательные, такие обаятельные. Ну, правда, хочется, ты хочешь гордиться своей страной. Ты хочешь себя чувствовать в ней безопасно, чтобы тебя охраняли вот такие прекрасные офицеры. Вот. Но мы наблюдаем другой контекст. И сейчас к спецслужбам очень много вопросов. И вот этот фильм для меня воспринимается как прямолинейная агитка, которая в том контексте, в котором мы сейчас живем, ну, как бы, не имеем право мы сейчас такое кино делать. 

Бондарчук: Почему? 

Синдеева: Потому что, потому что мы потихонечку превращаемся в полицейское государство. Количество людей, которых сажают в тюрьму…

Бондарчук: Наташ, подожди, почему мы не имеем права? Что-то не имеем право? 

Синдеева: Ну, как? По-человечески. 

Бондарчук: Джеймс Бонд — агитка для тебя? 

Синдеева: Подожди, по-человечески. Я не хочу туда смотреть. Я хочу про нас.

Бондарчук: Так это жанр. Есть законы мэйнстримовского кино. Ты можешь называть агиткой, а я могу называть, что это мэйнстрим. Ты можешь говорить, что не должны это делать, а я должен тебя спросить, а почему не должны? А я тебе могу сказать, что таких, наверное, заказных, хотя «Спящие» — не заказной проект, нам никто его не заказывал, ни администрация президента, ни, тем более, Федеральная служба безопасности или какие-то другие каналы. Мы принесли на канал 20 минут уже отснятого тизера, и у нас была пилотная серия по эпизоду первого сезона. Просто великое множество тех или иных сериалов, так или иначе, касались этой темы. Никто такого хайпа и такого скандала, и такой поляризации мнений я не помню со времен вообще начала отечественного телевидения. 

Синдеева: Но ты же понимаешь, что не случайна такая поляризация? 

Бондарчук: Конечно, не случайна. А почему это произошло? Потому что есть одно желание авторов, продюсеров (вот я со стороны продюсера говорю) — попасть в аудиторию. Вот он попал в аудиторию. А если не попадает, то и не надо этим заниматься. Хоть тысячу раз это будет агитка, не агитка — она пройдет незамеченной. А мы не хотели, чтобы сериал прошел. Скажем так: то, что произошло, я не ожидал, да. 

Синдеева: Ты ожидал, что реакция Быкова такая будет? 

Бондарчук: Нет, не ожидал, не ожидал. Потому что я не могу, я бы многое мог сказать, объяснив какие-то вещи, да? Но это его слова, я не хочу. Во-первых, он мне не давал разрешения говорить какие-то там, про подготовительный период и так далее. Сейчас на фоне того, что, так сказать, произошло, я уже вообще не могу. Он сам должен говорить, да?

Я единственное могу сказать, что там есть режиссер и автор сценария. То, что они работали вместе. То, что Минаев знает эту историю изнутри. Он не подслушал, он слышал. Он слышал, что я каждый день общаюсь с тобой и с огромным количеством его людей, его круга. У него такой, у него круг, который он, который его интересует, они спорят, он их всех знает и так далее. Вот этот текст попал в аудиторию. Как его приняли, и какого рода маски на одних и на других надели — это уже, так сказать, опять же к режиссеру.

Ты меня спрашиваешь про мою, почему я сделал эту. Потому что у меня лежал первоначально синопсис шпионской истории, который я запустил в производство, дальше соединил Быкова и Минаева, и вот получился сериал «Спящие», который вызвал невероятный, невероятный, ну, наверное, скандал можно узнать. И поляризацию мнений, и чуть ли нас сжечь предлагали, и до сих пор предлагают в социальных сетях. То есть, там жестко достаточно все. 

Синдеева: Понимаешь, очень много аллюзий на сегодняшнюю жизнь. 

Бондарчук: Но, послушай, агитка, не агитка! Сделай агитку, которую будут обсуждать! У нас пара фильмов вот вышла за недавнее время. Где? Где хоть одно обсуждение? Где хоть одно слово про это? Они что есть, что нет. 

Синдеева: Талантливо сделанная агитка. 

Бондарчук: Талантливо сделанная агитка? 

Синдеева: Да, талантливо сделанная агитка. И что теперь, понимаешь? 

Бондарчук: Понятно! 

Синдеева: Ну, так и есть!

Бондарчук: Здорово!

Синдеева: Подожди, вот смотри. Если бы не было аллюзий на сегодняшнюю жизнь, на «Болотную», на то, что там…

Бондарчук: Да слишком там много всего попадает в дартс в красное!

Синдеева: Но там же много всего, понимаешь?

Бондарчук: Если бы, секунду, Наташ! Если бы там не было, если бы там не было узнаваемых персонажей, а что еще сделал Минаев-хитрец? Он взял просто конкретные тексты и положил их конкретно выдуманным персонажам. Это конкретный текст! Вот мы с тобой начинали про Парвуса разговаривать, про историю, которая пойдет на канале «Россия», «Демон революции». И вот что сделали Хотиненко и Роднянский? Они часть текста, просто прямых текстов Ленина или того же Парвуса просто взяли и перенесли, и актеры их озвучили. Та же самая схема. Не тема, схема. Что сделал Минаев? Он взял конкретные предложения, фразы, монологи и вложил их в уста своих персонажей. Он это знает. А многие узнали себя, своего знакомого? Они слышали это, они принимали участие.

Синдеева: Я ходила на Болотную. Твоя жена ходила на Болотную бывшая. Много наших с тобой друзей ходили на Болотную. И нас туда никто не тащил, нас не подкупали, нас не агитировали, нам не создавали условия специальные, чтобы мы туда пошли, понимаешь? А в этом фильме мне рассказывают, что оказывается, это все было смоделировано, все было спрогнозировано. 

Бондарчук: Смотри. Нет, нет. 

Синдеева: Придумано, понимаешь? 

Бондарчук: Может быть, это лобовое сделано. Послушай, нет, нет, не согласен. Есть… Ты обсуждаешь его со стороны только одной вот, только одной правды. Она одна. А мне кажется, что она не одна. Ты обсуждаешь только, у нас есть кроме шлейфа кровавой гэбни и все, что связано с крышей и так далее, и так далее, какими-то делами в ФСБ — это вот одна правда. А я считаю, что у нас огромное количество москвичей спасли жизни и спасают жизни каждый день. Я знаю, что на Северном Кавказе они работают, отдают свою жизнь за Родину и за территориальную целость нашей страны, а ты знаешь только другую правду. А где их? Совместить их невозможно, но выложить на одно поле для обсуждения. А что мы обсуждали на телевидении так ярко в последнее время? Ну, приведи мне пример? 

Синдеева: Еще раз: это талантливо сделано. Это правда.

Фото: кадр из сериала «Спящие»

Читать
Поддержать ДО ДЬ
Другие выпуски
Популярное
Лекция Дмитрия Быкова о Генрике Сенкевиче. Как он стал самым издаваемым польским писателем и сделал Польшу географической новостью начала XX века