Поддержать программу
Лекции на Дожде
26:26
14 сентября 2015

Трудности родителей. Лекция-беседа с Юлией Гиппенрейтер

26 914
5
Часть 1 (26:27)
Часть 2 (30:51)
Часть 3 (17:47)
Часть 4 (19:59)

Одна встреча и серия консультаций: встревоженные родители задают вопросы. Отвечает детский психолог, автор книг по психологии, профессор МГУ Юлия Борисовна Гиппенрейтер. 

Родители пришли на встречу с Юлией Гиппенрейтер психологом, автором книг и монографий по психологии, среди которых «Общаться с ребенком. Как?» – чтобы задать волнующие из вопросы о воспитании их детей.

Мы выбрали главные тезисы лекции-беседы.

Как общаться с ребенком? Надо прислушиваться, что ему нужно. И не принуждать его. Если вы хотите установить душевный контакт с ребенком, перестаньте воспитывать ребенка. Потому что воспитание – это приучение. А приучение – это требование. Своим настойчивым воспитанием родители формируют ребенка таким, каким хотят его видеть. Вместо того, чтобы прислушаться к его желаниям. А критика и наказание используются, чтобы заморозить и зафиксировать эту форму.

Например, если ребенок играет в компьютерную игру, родители могут начать ругать его и пугать, что «много играть вредно», «это зависимость», «зависимые люди никому не нужны». А вместо этого надо задуматься, почему ребенок уткнулся в эту игру? Чего ему не хватает?

Не стоит ставить грубо вопрос: самореализация или ребенок. Родителям надо прислушиваться к своим внутренним неудовлетворенностям. Потому что жизнь исключительно на уровне логики, мешает нам строить саму жизнь и отношения с людьми. Надо быть более чувствительными к себе. Любо успех, либо дом – это упрощение. Надо иметь волю изменяться и рисковать. 

Детей необходимо постепенно отделять от себя. Резкое отделение от мамы может нанести психологическую травму. Мягкие игрушки – это замена маме (переходный объект). Они иногда очень помогают.

До школьного возраста способ существования ребенка – это игра. Важно играть с ребенком в разные игры и прислушиваться к его желаниям. Однако, родителям очень важно на некоторое время убирать себя из жизни ребенка. Перестать с ним играть, дать ему возможность занять себя самому. Самоопределиться. Дети должны сами придумать себе занятие или игру. Это помогает в развитии.

Родителям опасно полностью идти на поводу у ребенка и не спорить с его желаниями. В ребенке может развиться эгоцентризм. 

Если ребенок плачет, недоволен, требует что-то, то здесь переключать внимание – плохая тактика. Если хотите запретить что-то ребенку, не стоит говорить «нельзя», «запрещаю». Лучше говорить «у нас в семье такое правило». И ничего не надо доказывать. А нарушать правило нельзя. 

Совет родителям: не говорите про себя и ребенка «мы». Ребен должен различать «мы» от «я».