Лекции
Кино
Галереи SMART TV

Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.

«История имеет сослагательное наклонение». Лекция Николая Сванидзе о семи моментах истории России, когда все могло пойти иначе
Читать
01:09:17
0 37901

«История имеет сослагательное наклонение». Лекция Николая Сванидзе о семи моментах истории России, когда все могло пойти иначе

— Лекции на Дожде
Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.

Лекция историка Николая Сванидзе «Реперные точки отечественной истории» — о ключевых моментах для России, когда история могла пойти в одну сторону, но пошла в другую.

 

У нас сегодня тема — «Реперные точки отечественной истории». Реперные, это мы вот сейчас с Сашей говорили, решили, что может быть, кто-то подумает, что это имеет отношение к рэпу. Не имеет, друзья, к рэпу. Назовем так, можно по-другому, скажем так, точки бифуркации, есть еще такое хитрое название.

Что это означает? Это означает то, что те, кто считает, есть такая знаменитая фраза, что история не имеет сослагательного наклонения, это вранье, имеет. Имеет еще какое сослагательное, еще какое наклонение, потому что даже если представить себе, что она бы его не имела, это было бы очень скучно. Ну как так, вот как определили там черт знает когда, так все и развивается, и по-другому и быть не может. Ну нет же, правда? Могло быть всякий раз по-разному. Сотни тысяч раз могло пойти по-другому, по другой линии развития человечества и каждого народа в отдельности. Ничто заранее не предопределено, и в нашей истории есть такие.

Ну представим себе дерево и ветки растут, вот эта точка сочленения ветки и ствола, вот это вот точка бифуркации, когда может пойти в одну сторону, а может пойти в другую сторону. Вот я вам представлю, на мой вкус, на самом деле некоторые такие альтернативные моменты нашей истории, когда она могла пойти в одну сторону, а пошла в другую. Как сказал великий русский историк Николай Михайлович Карамзин, что быть могло, но стать не возмогло. Вот могло такое случиться, но не случилось.

Мы с вами поговорим о древней нашей истории, начиная с принятия христианства при князе Владимире Святом и дойдем до XX века. Здесь есть несколько таких вот, повторяю еще раз, таких вот альтернативных узлов исторических, относящихся к старой нашей истории, а есть относящиеся к веку XX. Я вам мотивирую всякий раз, почему я выбрал именно эту точку, именно этот узел. Вот, помолясь, начнем.

Сейчас вообще история остро актуальна, остро интересна всем, прежде всего нашему президенту Путину, который сейчас пишет статьи на исторические темы, и тем самым презентует себя как историка №1 в нашей стране. Это, с одной стороны, имеет положительные последствия для нашей исторической науки, потому что если сам, так сказать, царь интересуется, пишет даже, значит, важная штука. С другой стороны, конечно, это отваживает многих других заниматься этим, потому что если уже сам первый что-то сказал на эту тему, что теперь добавить, на самом деле нечего. Хорошо, что Путин занимается историей, а не, скажем, биологией или физикой теоретической, вот поздравим себя с этим, ну и перейдем к нашей теме.

Принятие христианства

Вообще если взять весь ствол нашей истории отечественной, я бы сказал, что я склоняюсь к позиции замечательного современного историка, уже пожилого человека, книжку которого трехтомную по истории прочесть я вам очень рекомендую, Янова. Его концепция такая, что наша история — это движение между Востоком и Западом, это постоянный выбор между Востоком и Западом, выбор вполне понятный, потому что мы и географически находимся именно на стыке Востока и Запада, и герб у нас такой, двуглавый орел, одна голова которого, птичья, смотрит на Восток, другая на Запад. И вся наша история такая действительно на самом деле, причем речь идет не о выборе географическом, а о выборе цивилизационном, культурном, политическом, экономическом.

Читать
Комментарии (0)
Другие выпуски
Популярное
«Дудь и Баженов сделали из меня того, кто я есть сейчас». Режиссер Юрий Быков — о России, власти и компромиссах