Лекции
Кино
TED BBC
Великие комбинаторы: от Дюма до Друзя. Громкие истории махинаций в литературе, живописи и спорте
Рассказывает писатель Дмитрий Макаров
Читать
16:33
0 10879

Великие комбинаторы: от Дюма до Друзя. Громкие истории махинаций в литературе, живописи и спорте

— Лекции на Дожде
Рассказывает писатель Дмитрий Макаров

Недавно разгорелся громкий телевизионный скандал. Главред «Кто хочет стать миллионером?» Илья Бер обвинил магистра «Что? Где? Когда?» Александра Друзя в мошенничестве — якобы тот предложил Беру раскрыть вопросы в обмен на долю от трех миллионов выигрыша. Друзь в ответ обвинил Бера в подкупе, и заявил, что якобы главред сам предложил ему помочь выиграть три миллиона. В итоге обоих отстранили от участия в телепрограммах.

Поэт, писатель Дмитрий Макаров свою новую лекцию посвятил разочарованию в идеалах и тщеславию — он рассказывает о знаменитых обманщиках в литературе, живописи и спорте.

Это третья лекция из цикла Дмитрия Макарова. Первую лекцию про кражи известных произведений смотрите здесь. А вторую лекцию про то, какие произведения искусства и архитектурные памятники подвергались нападениям и были уничтожены, смотрите здесь.

Здравствуйте! Меня зовут Дмитрий Макаров, и сегодня мы поговорим с вами о тщеславии.

Вы знаете, вообще в передаче-долгожителе «Что? Где? Когда?» есть что-то от оперы, правда: круг света, сидят красиво одетые люди в смокингах, в основном мужчины, а вокруг стоит толпа, она шевелит губами так, как будто она тоже знает эти оперные арии и, в принципе, могла бы исполнить все за солистов. И сами игроки, которые отвечают на вопросы, не общаются с некой Марьей Ивановной из Урюпинска и не отвечают на ее вопрос за номинальные две тысячи рублей, а как будто открывают дверь в кладовую вселенной.

Не случайно и музыкальная заставка передачи «Что? Где? Когда?» ― это фрагмент симфонической поэмы Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра»: бум, бум, бум, бум. Заратустра был полубогом, который искал ответы на самые сложные вопросы.

И вот я вспоминаю свои впечатления, как я смотрел эту передачу в детстве, не пропускал ни одного выпуска. Удар гонга, хор обсуждения, ария солиста, голос «бога из машины» ― это телеведущий, и, наконец, овации или вздох разочарования. Все это опять же напоминает оперу. Вспомните загадки, которые принцесса Турандот загадывала Калафу. И дальше: знаешь ответ ― мир и принцесса твои, не знаешь ― голова с плеч.

Однако это всего лишь игра, и игроки не полубоги, они медийные лица, телезвезды, которые весьма тщеславны и очень любят деньги. Не исключением, видимо, является и Александр Абрамович Друзь. Скандал с Друзем и Ильей Бером, в общем, даже не оперный, а какой-то опереточный. Я напомню для тех, кто был в танке всю эту неделю, что Александр Друзь и Илья Бер якобы договорились примерно полгода назад о том, что они разделят предполагаемый выигрыш, три миллиона рублей, за победу в игре «Кто хочет стать миллионером». Илья Бер этот разговор записал.

Однако дальше выяснилось, что секрет трех карт Бер раскрыл не до конца и в конце туз все-таки обратился в пиковую даму, когда на десятом вопросе выяснилось, что, собственно говоря, не все ответы Илья Бер предоставил Александру Друзю. И дальше игроки шли самостоятельно и, засыпавшись на последнем вопросе, не выиграли три миллиона рублей.

И все было бы шито-крыто, если бы почему-то сейчас, несколько месяцев спустя, редактор передачи, уважаемый редактор Илья Бер не решил опубликовать этот, в общем, довольно неприятный разговор. Как-то стало неловко за легенду, за того человека, которому я не поклонялся, конечно, но я был большим поклонником команды Алексея Блинова. Я помню эти напряженные обсуждения, я не пропускал ни одного выпуска, и Александр Друзь для меня был как оперный тенор, я аплодировал его мастерству, сидя перед телеэкраном.

Мне кажется, эта история не про деньги и не про жадность. Александр Абрамович Друзь не кажется бедным человеком. Но, да простит он меня, если вдруг услышит этот эфир, кажется болезненно тщеславным. Это история человека, который мог когда-то делать что-то, что никто не мог делать, и, увы, теперь за всем этим остается какой-то осадочек. Честное слово, очень не хочется думать, что и прежде все это было не вполне честно.

Читать
Комментарии (0)
Другие выпуски
Популярное
Любовь в деталях: почему мы не замечаем, когда обижаем родных, и как этого избежать?