Поддержать программу
Россия – это Европа
09:27
11 мая
О жизни
Путешествия

Россия и Европа. Сотрудничество вопреки санкциям

1 703
0

9 мая в Старом свете отмечают День Европы — ежегодный праздник мира и единства в странах ЕС. Он создан в честь основания Евросоюза. В этот день в 1950 году министр иностранных дел Франции Робер Шуман предложил объединить промышленности ряда стран Европы. Так и родился предшественник союза — Европейское объединение угля и стали. Отсюда можно вести отсчет его существования. Сегодня День Европы — символ единства всех европейцев. День Европы символически очень важен и для России, ближайшего соседа ЕС. Вопреки санкциям сотрудничество продолжается по многим направлениям. И вот лишь несколько показательных примеров последнего времени.

В этом году Россия — хедлайнер Каннского кинофестиваля, который открылся 11 мая. Это важный шаг: российские фильмы в течение двух недель будут в приоритете на фестивале и на кинорынке. Мы в фокусе главного смотра мира. И ключевым в принятии этого решения стало именно то, что наша страна сейчас под санкциями. Таким образом организаторы захотели поддержать российское кино в сложные времена. Что означают эти привилегии?

На половине рекламных площадей в Каннах будут висеть афиши наших фильмов, планируется торжественный прием в честь открытия кинорынка, где ждут топ-менеджеров крупнейших международных студий, независимых продюсеров, дистрибьюторов, агентов, и там будут чествовать российский кинематограф. Помимо этого, во втором по значимости конкурсе «Особый взгляд» Россию представляет новый фильм Кирилла Сереберенникова «Ученик», по мотивам его же спектаклю «Мученик» из «Гоголь-центра».

С Францией у нас исторические связи, на генетическом уровне. И это не только культура. И вкус французской булки нам тоже и сладок, и приятен.  Пример тому — проходящий второй год подряд фестиваль «Вкус Франции», где собираются шеф-повара со всего света, чтобы отдать должное французской гастрономии. Недавно ЮНЕСКО признал ее нематериальным наследием человечества. Россия тоже отдает ей должное: лучшие повара из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга и Калининграда раз в год готовят в своих ресторанах блюда на основе оригинальных рецептов французской кухни. Haute cuisine, бистро и современные кулинарные тенденции — там отрабатывают все стили и категории. При этом снова связи крепнут: ведь все эти французские спесьялите создают на основе традиционные местных продуктов, чтобы импортозамещение не страдало.
 
Не менее богатые традиции и у российско-германских отношений. В подтверждение этого и политические встречи— «Петербургский диалог» или участие России на высоком уровне в Мюнхенской конференции по безопасности. А недавно в Питере прошла традиционная уже 13 «Неделя Германии». В этом году и девиз этого мультиформатного форума был говорящий: «Ответственность – диалог – открытость». Там обсуждали темы и вопросы, касающиеся будущих вызовов нашему обществу — от изменения климата до инновационных стратегий, от миграции до федерализма, от беженцев до феминизма. Все что волнует нас и европейцев. Всего почти сотня мероприятий и более 10 тысяч заинтересованных гостей. Помимо дискуссий по самым острым социальным проблемам, урокам немецкого и обширной деловой части это еще и масштабный культурный форум. В его программе — фотовыставки, театральные показы, выступления известных немецких музыкантов, лекции писателей. А еще был целый мини-фестиваль фильмов, снятых на мобильных телефон. 

Культурное сотрудничество между Россией и ЕС — одно из самых крепких. Ежегодно на фестивалях «Территория» и Net показывают лучшие европейские спектакли. А кинофестивали и ретроспективы из отдельных стран Союза — это уже привычное дело. Один из последних масштабных проходит в эти дни в Третьяковской галерее. Это эксклюзивная программа «Краткая история венгерского кино XX века», подготовленная совместно венгерской и российской сторонами. Уникальное событие, ведь впервые  у нас показывают классику венгерского кино на большом экране: от недавно отреставрированной немой картины «Пересыльная тюрьма» выдающегося венгерского режиссера Михая Кертеса до экранизации пьесы Георга Бюхнера «Войцек», поставленной Яношем Сасом.
 
Уже который год Россия — участник престижного Авиньонского театрального фестиваля. И все опять же «Гоголь-центр» и Кирилл Серебренников, в прошлом году там  были его «Идиоты», психологическая сценическая переработка творчества фон Триера. А в этом —  «Мертвые души». Кстати, изначально их Серебренников ставил в Латвии, потом перенес их к себе на сцену в 2014 году. И спектакль стал одним из самых популярных в репертурае центра. Гоголевские герои всегда с нами, а сегодня как никогда актуальны, потому это произведение просто должно было появится в самом передовом театральном пространстве страны. Так и случилось. Но не ждите чего-то острого социально-политического, наоборот, больше поэзии, музыка и балагана, Русь удалая, гоголевская. С ней и познакомят европейцев.
 
Сотрудничество в области музыки продолжает успешно развиваться. В Большом театре идут мировые премьеры и копродукции вместе с Английской национальной оперой. Уже успешно стартовала совместная постановка «Роделины» Генделя. На очереди опера «Билли Бад» Бенджамина Бриттена. А в конце мая в Петербурге открывается традиционный крупнейший фестиваль «Звезды белых ночей», чья программа уже давно может сравниться с Зальцбургом по насыщенности и количеству мировых гостей. В этом году в программе Анна Нетребко, Пласидо Доминго, Феруччо Фураленетто, Чечилия Бартолли и другие. Это все звезды первой величины. И, конечно великие пианисты нашего времени: Джордж Ли, французский пианист Люка Дебарг, финалист конкурса Чайковского, которого настолько полюбили в России, что зовут выступать практически на всех важных фестивалях. Вот он и есть — символ наших нерушимых российско-европейских связей и того факта, что мы друг без друга уже никуда.

Фото: Владимир Сергеев/РИА Новости