Лекции
Кино
TED BBC
«Хочу собаку!»: как быть, если ребенок просит домашнее животное
Рассказывает психолог Катерина Мурашова
Читать
15:16
0 10297

«Хочу собаку!»: как быть, если ребенок просит домашнее животное

— Психология на Дожде
Рассказывает психолог Катерина Мурашова

Психолог Катерина Мурашова рассказала, какую роль забота о питомце играет во взрослении ребенка. Этот опыт имеет принципиальное значение в его жизни. Она рассказала, как должны отреагировать родители на желание ребенка завести питомца. 

Катерина Мурашова: Здравствуйте, меня зовут Катерина Мурашова, я практический психолог, работаю в муниципальной детской поликлинике на окраине Санкт-Петербурга, ещё пишу научно-популярные книжки для родителей про психологию.

Сегодня мы с вами поговорим о домашних питомцах и обо всём, что с этим связано. По первому образованию я биолог, поэтому мне эта тема близка. В чем суть? Суть в том, что в развитии ребенка есть несколько этапов, которые напрямую вот с этой темой связаны. Что это такое, что это за этапы? Любой ребенок, почти любой, в какой-то момент в своём развитии доходит до состояния, когда хочется о ком-то заботиться, то есть хочется, чтобы был кто-то, условно говоря, ниже тебя по иерархической лестнице, для кого ты был бы другом, хозяином, чтобы было с кем поговорить, чтобы был кто-то, кто тебя выслушивает, чтобы был кто-то, кто тебя понимает. И не в последнюю очередь ― чтобы был кто-то, кто от тебя зависит.

Восемнадцать тысяч лет с нами собака. Как вы думаете, каким образом восемнадцать тысяч лет назад произошло её приручение? Я вижу это так: стая собак шла за группой первобытных людей, подъедая объедки и предупреждая о приближении хищников. Они не были ручными, они были спутниками. И вот однажды кто-то нашел, может быть, брошенного, может быть, раненого, может быть, просто потерявшего родителей щенка.

Как вы думаете, кто это был? Кто его нашел и не съел немедленно? Вы же понимаете, да, что беспомощный щенок для первобытного человека ― это просто кусок мяса. Кто его не съел, кто прятал его от своих и кто кормил его отнюдь не избыточной пищей? Кто это был? Конечно, это был подросток, причем подросток тех времен, которому было семь, восемь, девять лет. Дело в том, что продолжительность жизни тогда была до тридцати.

И дальше этот выросший пес однажды оказался рядом с ним, и в его группе стало понятно, что это не просто так, он его усиливает. То есть представьте себе: маленький кроманьончик и рядом с ним огромный пес. Это сила, это круто. И вот именно это воспоминание, как это ни смешно, просыпается в жизни почти каждого подростка. «Рядом со мной кто-то должен быть, я чувствую, он должен быть, хочу, чтобы он был. Мама, папа, купите мне собаку».

Помните, я сказала, сколько ему было лет, да? Семь, восемь, девять. Может современный семилетний ребенок ухаживать за большой собакой? Ветеринария, уход, прогулки? Конечно, нет. Что же делать? Задушить вот эту необходимость? Пойти на поводу и потом самому гулять с этой собакой, которую выпросил ребенок? Как поступить родителям? Естественно, никаких универсальных советов быть не может.

Читать
Комментарии (0)
Другие выпуски
Популярное
Гастропутешествие по местам «Левиафана»: кулинарные открытия от шефа из топ-100 лучших ресторанов мира
Вторая серия проекта «Скатертью дорога»