Лекции
Кино
Галереи SMART TV
«Хочу собаку!»: как быть, если ребенок просит домашнее животное
Рассказывает психолог Катерина Мурашова
Читать
15:16
0 12317

«Хочу собаку!»: как быть, если ребенок просит домашнее животное

— Психология на Дожде
Рассказывает психолог Катерина Мурашова

Психолог Катерина Мурашова рассказала, какую роль забота о питомце играет во взрослении ребенка. Этот опыт имеет принципиальное значение в его жизни. Она рассказала, как должны отреагировать родители на желание ребенка завести питомца. 

Катерина Мурашова: Здравствуйте, меня зовут Катерина Мурашова, я практический психолог, работаю в муниципальной детской поликлинике на окраине Санкт-Петербурга, ещё пишу научно-популярные книжки для родителей про психологию.

Сегодня мы с вами поговорим о домашних питомцах и обо всём, что с этим связано. По первому образованию я биолог, поэтому мне эта тема близка. В чем суть? Суть в том, что в развитии ребенка есть несколько этапов, которые напрямую вот с этой темой связаны. Что это такое, что это за этапы? Любой ребенок, почти любой, в какой-то момент в своём развитии доходит до состояния, когда хочется о ком-то заботиться, то есть хочется, чтобы был кто-то, условно говоря, ниже тебя по иерархической лестнице, для кого ты был бы другом, хозяином, чтобы было с кем поговорить, чтобы был кто-то, кто тебя выслушивает, чтобы был кто-то, кто тебя понимает. И не в последнюю очередь ― чтобы был кто-то, кто от тебя зависит.

Восемнадцать тысяч лет с нами собака. Как вы думаете, каким образом восемнадцать тысяч лет назад произошло её приручение? Я вижу это так: стая собак шла за группой первобытных людей, подъедая объедки и предупреждая о приближении хищников. Они не были ручными, они были спутниками. И вот однажды кто-то нашел, может быть, брошенного, может быть, раненого, может быть, просто потерявшего родителей щенка.

Как вы думаете, кто это был? Кто его нашел и не съел немедленно? Вы же понимаете, да, что беспомощный щенок для первобытного человека ― это просто кусок мяса. Кто его не съел, кто прятал его от своих и кто кормил его отнюдь не избыточной пищей? Кто это был? Конечно, это был подросток, причем подросток тех времен, которому было семь, восемь, девять лет. Дело в том, что продолжительность жизни тогда была до тридцати.

И дальше этот выросший пес однажды оказался рядом с ним, и в его группе стало понятно, что это не просто так, он его усиливает. То есть представьте себе: маленький кроманьончик и рядом с ним огромный пес. Это сила, это круто. И вот именно это воспоминание, как это ни смешно, просыпается в жизни почти каждого подростка. «Рядом со мной кто-то должен быть, я чувствую, он должен быть, хочу, чтобы он был. Мама, папа, купите мне собаку».

Помните, я сказала, сколько ему было лет, да? Семь, восемь, девять. Может современный семилетний ребенок ухаживать за большой собакой? Ветеринария, уход, прогулки? Конечно, нет. Что же делать? Задушить вот эту необходимость? Пойти на поводу и потом самому гулять с этой собакой, которую выпросил ребенок? Как поступить родителям? Естественно, никаких универсальных советов быть не может.

Моё мнение такое, моё мнение как человека, у которого есть и зоологическое (причем по зоологическому образованию я эмбриолог), и психологическое образование: если ребенок вышел вот с этой идеей «хочу кого-нибудь, заведите», его надо услышать. То есть для начала нужно сказать, что вы его услышали. Некоторым детям этого уже хватает. Многие современные дети готовы годами мечтать о том, как когда-нибудь что-нибудь и так далее.

Хуже всего ― это отказ. «Посмотри на себя, посмотри на нашу квартиру, мы ничего не можем! Мне вас хватает». То есть вот этот первый импульс ребенка относительно того, что он хочет подняться на следующую ступень, он хочет стать для кого-то защитником и главным, скажем так, сразу же сшибается. «Нет, ты не можешь». Вот этого делать не надо.

А что же надо? Если вы не готовы (а большинство не готовы всё-таки завести семилетнему, восьмилетнему и даже десятилетнему ребенку его собаку), что же сделать? Можно попробовать завести кого-нибудь другого и посмотреть, как, собственно говоря, ребенок взаимодействует с живым существом. Чувствует ли он его потребности? Ощущает ли он его не как живую игрушку, а как сущность, личность рядом?

Я понимаю, что сейчас многие со мной не согласятся и со, скажем так, человеческой историей, но, пожалуй, что лучшим вариантом являются крысы. Они недолго живут, то есть даже если ваш опыт окажется неудачным, ребенок поиграет и забудет, и вам придется ухаживать за этой крысой, то это недолго. Крысы живут около трех лет. Во-вторых, крыса ― это общественное животное. Она будет считать вас своей стаей, то есть она будет общаться. И в-третьих, интеллект крысы приблизительно как у кошки. Она обучаема, она взаимодействует, и вообще крысы невероятно сообразительны.

Я прекрасно понимаю, что, в общем, немногие люди немедленно побегут покупать своему ребенку крысу даже после моего спича. Есть разные другие варианты. Не годятся рыбки, они относятся к эстетической составляющей. Да, за ними надо ухаживать, но с ними невозможно общаться, хотя я лично знала мальчика, который выдрессировал золотую рыбку, карась был дрессированный, выполнял множество всяких упражнений, проплывал через воротики и так далее. Ребенку очень хотелось.

Есть много всяких других вариантов. Если вы видите, что ребенок способен ухаживать за хомячком или за крысой, если вы видите, что его потребность быть старшим ― это не заявления, а реальный переход его в новое качество, признайте это. То есть опять, так же, как когда ребенок вышел, первое, что надо сделать ― услышать. «Я услышал тебя».

Если вы видите, что, да, он ухаживает за этим хомячком, да, он с ним взаимодействует, да, он приручает его и как-то его пытается чему-то обучать… В отличие от крыс, хомячки ― удивительно тупые животные, но тем не менее. Первое, что вы делаете, вы признаёте это. То есть признайте, что ваш ребенок вырос, перешел на следующую ступень. А дальше на семейном совете принимаете решение, готовы ли вы двигаться дальше.

Да, собака живет пятнадцать лет, то есть если вы двенадцатилетнему ребенку заводите его собаку, то когда он с ней простится, ему будет двадцать семь. Это должен понимать и сам ребенок. Да, ветеринария и всё прочее всё равно будет на вас. Соберитесь, поговорите, примите решение. Но забывать или отрицать вот этот этап развития категорически неправильно.

Если говорить о смертности питомца ― да, разумеется, мы сейчас говорим не о трехлетних, не о четырехлетних детях. Ребенок, которому заводят какое-то животное, крысу, хомячка, собаку, рыбок, должен знать, как за ними ухаживать, что нужно для того, чтобы они прожили свою полную, полноценную жизнь. Если с этим животным нужно играть, то он должен знать, как с ним играть, если с ним нужно гулять, то он должен знать, как с ним гулять. Он должен знать, что оно ест, что ему полезно, что ему вредно. Он должен знать, как оно развлекается и что он может сделать для того, чтобы его развлечь. И разумеется, он должен знать, сколько оно живет и через сколько приблизительно им придется проститься.

Это невероятно важно. Вот эта идея, что наш хомячок куда-то убежал, ― это на самом деле безумная идея, потому что, собственно говоря, на вот этих короткоживущих питомцах маленький человек и учится реакции горевания. Если это была его крыса и она прожила три года фактически у него на руках, и потом крыса умерла, почему же она убежала? Она прожила свою жизнь и ушла, она умерла. Это нормально. Она была маленьким крысенком, потом зрелым крысом, наконец, старой крысой. И её жизнь закончилась. Если всё делалось правильно, то она была счастливой крысой, у которой была стая, у которой были развлечения, у которой были друзья. То есть правильно, разумеется, сразу говорить ребенку о том, сколько живет это животное.

Взрослые всегда должны понимать, что это их эксперимент. То есть дети не огурцы на грядке. Ещё раз: этап проходят почти все. Даже если у самого ребенка, допустим, нет животного, а собаку завели его лучшему другу, то этим же вечером этот ребенок придет и скажет: «Я тоже хочу собаку», хотя, собственно говоря, его собственного импульса там, возможно, и не было никакого, кроме того, что он поиграл с пушистиком, которого завели другу.

Ещё раз, настаиваю я только на одном: услышьте ребенка. Что вы сделаете дальше, зависит от многих факторов. Если взрослые решают, не экспериментируя на крысах и хомячках, завести ребенку, например, сразу хаски, ездовую собаку, потому что они модные, красивые, у них глаза красивые, то взрослые должны понимать свою долю ответственности в этом эксперименте.

Если они завели хомячка, то эксперимент может выглядеть по-другому. Он может выглядеть так: давай мы его заведем, если всё будет хорошо, он у нас проживет эти свои два с половиной года и мы радостно с ним будем эти два с половиной года общаться, если, соответственно, не получится, ну что ж, мы тогда отнесем его обратно в зоомагазин, или подарим кому-то, или ещё что-то сделаем. С хомячком, в общем, ничего такого особенного не произойдет, он не особенно привыкает.

Что касается собаки, это исключено. То есть, заводя собаку ребенку, родители должны быть готовы к тому, что эксперимент окажется неудачным и пятнадцать лет им придется бегать с этой хаски. В конце концов, думать надо, можно завести диванную собачку, она будет эти пятнадцать лет лежать на диване и всех радовать. Но ребенок-то хочет, конечно, что-то ближе к хаски, потому что именно хаски похожа на того самого, с которым маленький кроманьончик пришел к своим соплеменникам.

Ещё надо понимать, что если заводят крупную собаку, то централизованно заниматься, скажем так, с ней дрессировкой ребенок может, начиная лет с четырнадцати, с тринадцати. То есть если это крупная собака в семье, а ребенку, допустим, одиннадцать-двенадцать, то ходить с ней на общий курс дрессировки должен кто-то из взрослых. Это не обсуждается, здесь нет вариантов.

Если же это маленькая собачка, шпиц какой-нибудь, то, разумеется, тогда это, как правило, семейная собака, её воспитание ― это дело всей семьи. Очень разумно родителям показывать ребенку, как осуществляется воспитание существа. На самом деле это важный опыт. Дело в том, что между щенками и маленькими детьми очень много общего, и вот этот опыт воспитания щенка ещё не раз поможет нашему ребенку в дальнейшем.

Читать
Поддержать ДО ДЬ
Другие выпуски
Популярное
Лекция Дмитрия Быкова о Генрике Сенкевиче. Как он стал самым издаваемым польским писателем и сделал Польшу географической новостью начала XX века