Лекции
Кино
Галереи SMART TV

Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.

Искусство слушать: чего нельзя делать в разговоре и как раскрыть собеседника
Читать
41:38
0 33503

Искусство слушать: чего нельзя делать в разговоре и как раскрыть собеседника

— Психология на Дожде
Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.

В новом выпуске «Психологии на Дожде», Нина Зверева, бизнес-тренер, коуч, автор книги «Магия общения», рассказывает Александре Яковлевой о том, почему не все, на самом деле, умеют слушать, объясняет, какие типичные ошибки мы совершаем в разговоре с другими людьми и дает советы, как стать хорошим собеседником.

Всем привет. С вами «Психология на Дожде», я Александра Яковлева, и сегодня у меня в гостях бизнес-тренер, коуч Нина Витальевна Зверева.

Здравствуйте, Нина Витальевна.

Здравствуйте, Саша.

Очень рада вас видеть. Вы — подарок каждый раз для меня, и надеюсь, что для всех тех, кто нас слышит и видит. А говорить мы сегодня будем о вашей новой книге, которая называется «Магия общения».

Она у вас есть, как приятно.

Есть, я ее читала, и даже с карандашом. И сфокусироваться мне очень захотелось на том, чего, мне кажется, может быть, я ошибаюсь, и вы меня поправите, в наше время как-то не фокусируются, больше люди ориентируются на себя и почему-то меньше на других.

А искусство слушать, о котором мы сегодня будем говорить, это очень важный, по вашим словам, коммуникативный навык. И вы еще в своей книге шикарную цитату Жванецкого приводите, это вопрос, он там говорит: «Почему слушающий засыпает, а говорящий никогда?» Мне кажется, что как раз те самые люди, которые умеют слушать, замечательные собеседники.

Но вы, я уверена, знаете об этом лучше меня, поэтому слушаем вас внимательно.

Почему слушать не менее важно, а иногда более важно, чем говорить, потому что коммуникация — это взаимный обмен энергией, мыслями, чувствами. И раз он взаимный, а иначе он не коммуникация, то значит, нам надо как-то реагировать на то, что происходит вокруг. И вопрос — хороший вы слушатель или нет, если вы захотите себя протестировать, то, наверное, вам легко дадут обратную связь те, кто вас знают и любят, потому что очень легко мы замечаем, когда человек не очень хорошо умеет слушать.

Можно идти просто вот от противного, человек, который не очень хорошо умеет слушать, перебивает, раз. Второе, непрерывно, мгновенно зацепившись, приводит себя в пример и рассказывает подобные же истории, но про себя, два. И третье — бросается давать советы.

А что нужно человеку, который делится, который выступает, может быть, со сцены с презентацией, а может быть, рассказывает о том, как ему непросто в семье? Ему всегда нужно убедиться, что человек по-настоящему слушает, глубоко, и это легко можно сделать, дать человеку возможность убедиться. И ему нужна какая-то такая особенная реакция.

Особенная реакция, вот то, что нам нельзя: нам нельзя перебивать никогда, нам нельзя приводить себя, бросаться говорить быстренько о себе мгновенно или о чем-то своем, зацепившись за тему, просто нельзя, даже если очень хочется, и нам нельзя давать советов, если у нас их не спрашивают.

А можно, что же можно? Вот можно давать сигнал человеку, что все хорошо, я с тобой, я слышу. Причем вот эти слова, «услышал», они вовсе не означают, что вас услышали, открою страшную тайну. Это уже такой распространенный, канцелярский штамп — я тебя услышал, совсем не означает, что услышал. А вот как понять, услышал, не услышал?

Здесь есть вербальная и невербальная часть. Невербальная часть, это однажды Познер рассказывал, что у Фила Донахью, его партнера, когда Донахью брал интервью и подносил микрофон к людям, у него губы шевелились вместе с людьми, настолько он проникался вот мыслями и чувствами говорящих, как вот мать, когда кормит ребенка, вытягивает губы, будто она сама уже проглотила этот кусочек вместе со своим малышом.

Вот слушающий, он обязательно даже вытягивается навстречу источнику вот этой вот информации, не важно, деловой, умной или абсолютно личной, он вытягивается навстречу, и он замирает. В этом слушании человек, как вот хороший актер балета совершенно неожиданно для нас замирает в какую-то секунду, долю там, не знаю, какую-то тысячную долю миллисекунды замирает в воздухе, мы не понимаем, как он летит.

Вот слушающий, он живет с тобой, он слушает весь, он поглощает это. Это видно по тому, как настроены глаза на человека, какая поза у слушающего, трудно слушать вполоборота или со спины, трудно. По крайней мере мы точно, даже если мы со спины что-то слушаем или подслушиваем, а не слушаем, потому что надо развернуться и показать, что вы слышите и слушаете.

Но если даже со спины, так случилось, чего-то вы слушаете, не знаю, вы разговаривали, зашли в троллейбус, в автобус, в метро, вас развернули, вот уже спиной, вы продолжаете говорить, всякие бывают ситуации, бывает слушающая спина. Вот она тоже бывает слушающей, когда она к тебе изо всех сил старается повернуться и тоже замерла. Слушающий человек замирает.

Глаза, вы знаете, не каждый выдерживает непрерывный вот этот вот взгляд глаза в глаза. Не знаю, играли ли вы в детстве, у меня же детство совсем далекое, детство ваших бабушек, я уж не буду там в подробности, но мы играли в «гляделки», кто дольше на кого глядит, не знаю, играли ли вы в это…

Играли.

Но это долго трудно очень, кто-то первый опускает глаза, начинает моргать. У меня есть ученик один, который смотрит не мигая все время в глаза, и я знаю, что я устаю от этого, я смотрю тоже ему в глаза, потому что любое другое поведение для него невозможно. То ли ему кто-то когда-то сказал, какой-то коуч неудачный, то ли он просто вот так вот человека как-то гипнотизирует, но от этого реально устаешь.

Поэтому иногда люди слушают, прикрыв глаза, отведя глаза в сторону, но мы же видим, какие это глаза. Если они повернуты внутрь себя, человек слушает, а если он рассматривает что-то с нетерпением рядом, мы это видим. Мы видим это по суете тела, по вот этой вот невербалике, даже по какому-то ощущению внутреннему, что ну хватит уже, я уже все понял, дай уже типа мне сказать. Это всегда чувствуется, это всегда в воздухе.

Если слушающий вдруг сделал паузу, то это прекрасная проверка для слушателя. Ну вот Саша меня почему-то не перебивает никак.

Читать
Комментарии (0)
Другие выпуски
Популярное
«Дудь и Баженов сделали из меня того, кто я есть сейчас». Режиссер Юрий Быков — о России, власти и компромиссах