Лекции
Кино
Галереи SMART TV
Что такое культтерапия и как, разбираясь в искусстве, научиться разбираться в себе?
Рассказывает психолог Надежда Железняк
Читать
18:57
0 8006

Что такое культтерапия и как, разбираясь в искусстве, научиться разбираться в себе?

— Психология на Дожде
Рассказывает психолог Надежда Железняк

В новом выпуске «Психологии» автор проекта «Культтерапия» и психолог Надежда Железняк рассказывает о том, что такое культтерапия, действительно ли можно разобраться в себе, сидя дома перед телевизором, почему не нужно бояться негативных эмоций, которые мы испытываем во время просмотра кино или чтения книги, а также отвечает на вопрос, почему мы так любим смотреть фильмы ужасов и как это делать правильно и с пользой для себя. 

Меня зовут Надежда Железняк. В первую очередь я психолог, а еще автор проекта «Культтерапия», автор книг, автор блога с одноименным названием. Сегодня предлагаю поговорить о том, что же такое культтерапия. Культтерапия это, конечно, терапия культурой, то есть психологическая работа при помощи искусства. Давайте договоримся сразу, что мы не будем погружаться в такую, знаете, холодную терминологию, потому что о психологии вроде уже многие говорят популярно, даже иногда слишком популярно, а вот с искусством бывают трудности. Поэтому предлагаю рассматривать искусство и культуру не как музей с красной ленточкой и надписью «Экспонаты руками не трогать», а как нечто живое, что находит отражение в нашей душе, в нашем сердце. Потому что я убеждена, разобраться в себе можно лежа на кушетке, необязательно у психоаналитика, а лежа на кушетке дома, перед телевизором, на котором идет какое-то очень душевное кино, или, допустим, читая «Братьев Карамазовых» Достоевского. Именно в этом смысл культтерапии — душевная работа при помощи искусства.

Так с чем же работает культтерапия? Мы можем взять за основу любой готовый культурный шедевр. Это может быть музыкальная соната, или какая-то книга, да не обязательно книга, найдите десять минут на какой-нибудь душевный рассказ. Конечно, это может быть какой-нибудь замечательный фильм. Как же выбрать фильм, как же разобраться в том, вообще с чего начать? А начать здесь следует даже не с предмета искусства, а с того, какие чувства и эмоции у вас возникают от увиденного.

Допустим, идете вы в музей и смотрите вы на какую-то картину. Потом обычно подходите, читаете название или аннотацию. Но остановитесь, давайте начнем с того, какие эмоции вызывает у вас этот холст. Не бойтесь осознавать их, какими бы они не были, у нас может что-то съежиться внутри, а может быть, наоборот, душа запела, так вот нам важны любые наши эмоциональные проявления. То же самое и с фильмом. Допустим, включили вы фильм на середине, решили ночью от бессонницы включить телевизор и там по какой-то причине может быть монолог главного героя вас зацепил, и это уже начало культтерапии. То есть по какой-то причине то, что вы увидели, вас зацепило. Так же как и листая книгу, можно наткнуться на какую-то фразу и захотеть ее начать с середины. Прекрасно, значит, что-то начало работать, струны души затронуты.


А дальше мы начинаем анализировать, что происходит с нами в каждый отдельно взятый момент фильма. Прислушайтесь к себе, что вы испытываете, когда видите эту сцену или эту картинку. Но не только к тому, что происходит в вашем душевном состоянии, обратите внимание на свое тело. Может быть, в какой-то момент напряженный вам захотелось расправить плечи или поменять свое месторасположение на диване, а может быть, в какой-то момент захотелось съежиться или появились трудности с дыханием. Обращайте внимание на любые свои проявления.

Вот киносеанс, допустим, закончен. Что же дальше? А дальше проанализируйте, что сейчас происходит с вами. Здорово, если у вас будет вторая ракетка, может быть, супруг, может быть, подруга, а может быть, чат в WhatsApp с вашими друзьями, где вы обсуждаете какие-то последние киноновинки. Для чего, потому что другой человек это что-то вроде зеркала, которое отражает ваше отношение. Как понять, как он отражает, если у него может быть совсем другое отношение. Допустим, фильм «Джокер». Сколько недавно было практически конфликтов в блогах, в Instagram о том, что же хотел сказать автор. Одни интерпретировали его в каких-то социальных аспектах, психиатры выпускали свои видео, где рассказывали, какими именно болезнями и синдромами страдал главный герой. Любители комиксов сказали, что это вообще полная гадость, потому что на комиксы это не тянет и не является в общем их продолжением.

Так вот, когда мы слышим отклики других людей, мы чувствуем нашу реакцию на эти отклики, и таким образом мы видим в этом и чувствуем в этом себя. Это что-то вроде монетки, подброшенной в воздухе, когда нам кажется, что она нам поможет принять решение. На самом деле никакая монетка решение за нас не принимает, но пока она вертится в воздухе, мы начинаем уже понимать, какой ее стороны мы ожидаем, чего мы хотим, чтобы это был орел или решка. Так же и здесь, очень здорово услышать и другие мнения, и в общем как-то это обсудить, либо обсудить это наедине с собой.

Но здесь нас подстерегает следующий очень важный шаг. Весьма вероятно, картина, фильм или книга вызвали в нас разные чувства, потому что это же такой длительный процесс. Где-то нам было хорошо, если это «Война и мир», каюсь, я лично пропускала сцены сражений, потому что они мне казались скучноватыми. И несколько раз порывалась отложить «Братьев Карамазовых», потому что тоже мне порой было очень тяжело, и зубы мои скрежетали, или на глазах наворачивались слезы. Значит ли это, что фильм или книга не сработали, что культтерапии не случилось, если у нас возникли вот такие вот чувства и эмоции, если, говоря более облегченным языком, фильм или книга нам «не зашли». Нет, абсолютно это не значит, что они вам «не зашли». Весьма вероятно, это значит, что они «зашли», да так, что попали, что называется, в самые труднодоступные места вашей души, в какие-то такие, знаете, расщелины, и стало, допустим, как-то больно или дискомфортно.

Сейчас очень много в популярной психологии говорят о такой жизни на позитиве, об избегании негативных в общем-то чувств, как будто это какой-то рудимент, который в общем нам не нужен и надо от этого бежать куда подальше. Но все чуточку сложнее, а может быть, даже наоборот. Какие-то негативные наши чувства и эмоции сигнализируют о том, что есть места в нашей душе, на которые важно обратить пристальное внимание. Например, если у нас возникло чувство тревоги, с ним хорошо работает осознание, то есть некие мыслительный процесс, отчего же на душе скребут кошки, это такое вот ожидание некой опасности, или какого-то события неясного в будущем, фоновый как будто бы такой мерцающий звук, который почему-то нас очень сильно раздражает.

Так вот, осознав это, подобрав ключик, можно начать подбирать ключики к вот этому чувству возникшей тревоги. А что же там, в эпицентре? Какое же слово, или поступок, или действие главного героя заставили во мне зашевелиться вот эти вот струны души. Допустим, вспомним Кубрика, его «С широко закрытыми глазами». Фильм о семейных отношениях и самый лучший пиар этому фильму создал развод Тома Круза и Николь Кидман, и даже никакой психотерапевт не спас их брак, как писали таблоиды, настолько на них повлияли съемки в этом фильме. Кстати, для Кубрика он тоже был очень личным, там развешаны картины из его дома, и вообще он был, конечно, помимо этого, последним и особенно значимым. Так вот, там очень много про семейные отношения, про длительные семейные отношения, мы можем сразу наблюдать сцену похода совместного в туалет Николь Кидман и Тома Круза, и мы сразу, буквально в первую минуту понимаем, что это муж и жена, которые долго вместе, и у них уже есть и привычка, и какие-то скрытые, с одной стороны, друг от друга стороны отношений, с другой стороны присутствует, может быть, где-то и близость. А дальше герой Тома Круза может вызвать у нас и волну агрессии за его поведение, а может быть наоборот, героиня Николь Кидман, когда она рассказывает о своих каких-то фантазиях, может вызвать у нас непонимание, а может быть, и страх.

И тогда вопрос, какие психологические механизмы в этот момент включились в работу? Это может быть сопротивление, мол, у меня так никогда не будет, это точно и наверняка не про меня, выключите, не показывайте мне это. Я так не хочу, потому что я надеюсь всю жизнь прожить в браке и не испытывать никаких проблем, мне так говорили родители. Может быть, это что-то подобное, а может быть, это та ситуация, с которой вы уже сталкивались в жизни, и какой-то стороной души она была задета и снова стало больно, накатили какие-то воспоминания, но в виде вот такой вот неосознанной тревоги.

Именно так работает культтерапия, на таком базовом уровне, то есть вначале мы осознаем свои чувства и эмоции. С этим этапом бывают трудности, поэтому в интернете есть всякие там «колеса эмоций», где в графическом виде показано, какие чувства испытывает человек, потому что с этим бывают трудности. Когда я у своих клиентов спрашиваю в начале сессии, «Как ты себя чувствуешь?», для многих оказывается, что это достаточно трудный вопрос, потому что как-то себя чувствую, но вот как именно, непонятно, не могу выразить словами.

И в этом смысле культтерапия нам также помогает обратиться к себе. То есть разбираясь в искусстве, можно и нужно разобраться в себе. Искусство работает с нами с древнейших времен. Раньше это были барабанные дроби, то сейчас это дискотека, которая так же будет отстукивать тот же ритм. Кстати, ритмический рисунок «тутс-тутс-тутс» на дискотеках очень похож на первобытные барабанные ритмы и танцы, он, кстати, совпадает с ритмикой нашего сердца. И кстати, когда мама качает люльку новорожденному ребенку и приговаривает «Чш-ш-ш», она это делает тоже в очень подобной ритмике, как это ни странно.

Так вот, искусство будоражило не только наши умы, но и сердца с самых первобытных времен. Сегодня ученые уже установили, что все дело в зеркальных нейронах. Почему искусство находит в нас отклик? Допустим, когда мы наблюдаем какую-то картину, имеется в виду картина, допустим, в художественной галерее, или кинокартина, и допустим, на этой картине изображен человек, который что-то такое очень болезненное переживает. Допустим, картина Мунка «Расставание», или «С широко закрытыми глазами», где тоже очень много про одиночество, и тоже может быть как раз-таки про расставание, и у нас что-то подобное происходит, у нас начинает работать система зеркальных нейронов. Проще говоря, если мы видим человека, которому на наших глаза втыкают в палец иголку, у нас будоражатся и трепещут похожие зоны мозга, они не полностью идентичны, но действительно мы начинаем ощущать, то есть проецировать на себя увиденное. И наш мозг, сегодня это уже доказано, именно так работает эмпатия, говорит нам о том, что чувствует другой человек. Именно поэтому мы так включаемся в искусство, потому что это всегда в большей или в меньшей степени про нас.

Конечно, существует великое множество жанров искусства, и в литературе мы можем почитать комедию, что-нибудь из Зощенко, Аверченко, чтобы поднять себе настроение. Каких-то десять минут в обеденный перерыв, и допустим, гениальный рассказ Пришвина «Телеграмма», где, после чего известная Марлен Дитрих упала перед ним на колени с благодарностью за эти несколько минут, которые практически изменили ее сознание, настолько она была ему благодарна, она мечтала об этой встрече. Так вот эти десять минут, посвященные рассказу, или два часа фильма, они могут менять наше состояние. Мы можем играть с этим. Мы можем использовать комедии, мы можем использовать мелодрамы, или даже фильмы ужасов.

Практически любой жанр каким-то образом может с нами работать. Допустим, у нас есть какое-то чувство страха, и казалось бы, фильмы ужасов должны усиливать это состояние страха и тревоги. И действительно, если у вас такая очень гибкая чувствительная психика, или имеются какие-то, может быть, психические расстройства, с этим нужно быть аккуратнее. Но если вы чувствуете себя в силах, а может быть, даже любите какие-нибудь «ужастики», чего только стоит одно «Сияние» Кубрика, это уже стало классикой, то помимо щекотания наших нервов и тренировки нашей сердечно-сосудистой системы, вообще фильмы ужасов это настоящий фитнес, потому что у нас сжимаются и разжимаются сосуды, выделяется адреналин, это еще и такая возможность переживать жуткое и дискомфортное в безопасной обстановке.

Именно поэтому, кстати, дети тоже обожают всякие страшилки. Не знаю, как вы, а я помню, как мы в лагере вызывали Пиковую даму и прочих гномиков, и мы все вместе сидели в темной-темной комнате, и занимались практически культтерапией, то есть мы переживали страшное в такой, знаете, психологической группе. Сейчас мы это можем делать на киноклубе, когда наблюдаем, допустим, фильм «Экзорцист», а тогда мы это делали в среде таких единомышленников, то ест бояться вместе не страшно. Если еще и рассмеяться после этого, то вообще хорошо, потому что со страхом очень хорошо работает, как ни странно, именно смех. Обратите внимание, когда пойдете в кино на какой-нибудь «ужастик», обязательно уже на начальных титрах кто-нибудь начнет хихикать, потому что это прекрасный способ высвободить напряжение.

Так вот, у меня есть для вас напоследок небольшая задачка. В фильме «Экзорцист» герой Энтони Хопкинса задает одержимой очень интересный вопрос, и кстати, этот вопрос фигурирует во многих фильмах и книгах на эту тематику. Итак, что первым делом спрашивает экзорцист у одержимого? Он говорит: «Назови свое имя». Как думаете, почему? Еще наши бабушки говорили «Зло узнано, зло названо, зло не имеет силы». Прежде чем работать с чем-то пугающим, это необходимо назвать, тогда вы как будто бы обретаете над этим власть. Родитель называет своего ребенка по имени почему, потому что именно он родитель, он вправе это сделать. Так вот когда что-то пугающее названо по имени, нам известно его имя, с этим уже можно что-то делать, как-то работать. Можно уже произнести какое-то заклинание, то есть тогда это не неведомая огромная штука, которая пугает.

Знаете, как иногда говорят мои клиенты: «Вот я боюсь, что произойдет что-то такое страшное, я даже говорить об этом не хочу, потому что вдруг тогда я как-то это приманю, и в общем, может быть, случится что-то вот такое, вот такое», и таким образом вот это зло, вот этот страх, он не обретает имя. А когда мы проговариваем, что нас пугает, то этот страх уже наполовину, а может быть, и больше, лишен той самой силы. Вспомните фильм «Дракула», есть замечательная комедия, я помню, посмотрела еще в девяностых на кассете, «Дракула мертвый, но довольный». Когда узнается, что главный герой вампир, на балу открываются резко зеркала и прекрасная Мина кружит в танце одна, как мы видим в зеркалах, практически парит по залу, и когда Мина кружит в этом шикарном танце, с Дракулой в черном плаще с красным подбоем, главный герой понимает, что это вампир, а против вампира есть вполне конкретные средства: серебряная пуля, осиновый кол, чеснок.

И таким образом то, что было страшным и непонятным, становится вполне реальным, сразу находятся способы, как с этим работать. Точно также в нашей жизни и в психологической работе мы поступаем со страхом, зло узнано, зло названо, зло не имеет силы, то есть страх больше над нами не властен. Это такой небольшой пример на тему того, как может работать культтерапия. А теперь забудьте все, что я вам говорила, чувствуйте, думайте, и вкушайте искусство всей своей душой, всем сердцем, и кто бы что бы об этом вам не говорил, перестаньте относиться к искусству как к музею с красной ленточкой, с надписью «Экспонаты руками не трогать». Трогайте, размышляйте, делайте выводы, говорите, что фильм вам «зашел» или «не зашел», позвольте себе абсолютно любые эмоции. Но самое главное, анализируйте их.

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Читать
Поддержать ДО ДЬ
Другие выпуски
Популярное
Лекция Дмитрия Быкова о Генрике Сенкевиче. Как он стал самым издаваемым польским писателем и сделал Польшу географической новостью начала XX века