Лекции
Кино
TED BBC
Школа на Русском Севере. Зачем студенты со всего мира едут в полузаброшенную деревню в Архангельской области
Читать
09:17
0 6605

Школа на Русском Севере. Зачем студенты со всего мира едут в полузаброшенную деревню в Архангельской области

— Россия – это Европа

В июле в деревне Верхний Березник Архангельской области прошла Международная климатическая летняя школа. Больше 60 студентов — экологических активистов и экспертов, приехали за тысячу километров от Москвы, чтобы разобраться, как можно совместить жизнь современного человека в деревне и современные климатические тренды. Школа — часть проекта Центра независимых социологических исследований «Климат-Образование-Молодежь», который проводится при поддержке Евросоюза. Дождь побывал в необычной школе, где изучают вопросы экологии, климата и местный фольклор.

«Есть на свете деревушка, недалеко от Киземы, здесь не растут грибы и ягоды, все взаимозависимо», — студентки из Чехии Вендула и Кристына разучивают частушки на экологические темы, которые сами же и сочинили. Деревушка о которой идет речь — Верхний Березник в Архангельской области. Сюда, за три тысячи километров от чешского Брно и за тысячу от Москвы они приехали на две недели — изучать вопросы экологии, климата и местный фольклор.

Уроки традиционной культуры — одно из направлений Климатической школы. Всего их пять — и все они так или иначе касаются изменения климата и поиска решений вокруг себя. Школа проводится здесь на русском севере впервые.

«Меня поразило насколько это место заброшенное, так много опустевших домов… Это создает особую атмосферу во всей деревне», — говорит Вендула.

Коренных жителей в Верхнем Березнике осталось два десятка человек.

«Очень плохие дела, в 6 домах мы живем в этой деревне, кроме этих ребят», — жалуется житель Березника Геннадий.

«Эти ребята» занимают 4 дома, все это проект «Лесная школа», который пять лет назад организовали здесь Антонина и Иван Кулясовы — их можно назвать пионерами российской прикладной экосоциологии. Всю жизнь прожившие между деревней и Санкт Петербургом, ученые еще с 90-х изучают развитие сел. Жить в Верхнем Березнике и развивать здесь образовательный центр им несколько лет назад предложила семья местных жителей.

Антонина Кулясова, координатор проекта «Климат-Образование-Молодежь»: Сложившиеся деревни в довольно тяжелом состоянии, и есть какие-то традиционные практики и знания — то, что в городах и экопоселениях практикуется и хочется это как-то соединять.

Подход Кулясовых — в объединении народных традиций, основа которых бережное отношение к природе, и современных знаний об экологичном хозяйстве, соединении потенциала деревенских жителей — и приехавшей специально из города молодежи. Местные рады соседям — в Березнике появилась хоть какая-то жизнь.

Геннадий, житель Березника: Я к ним обращаюсь за помощью. Я им лошадей даю. Коровы, козы — у них все есть. Только мне кажется, они много подают, я им говорю: «Не кормите много, не кормите». 

На две недели в июле четыре дома заняты студентами приехавшими на Климатическую школу — 70 экологов, климатологов, активистов и тех, кто хочет попробовать пожить в деревне. География участников — от Псковской области до Карачаево-Черкесии, Украины и Белоруссии, несколько человек приехали из отдаленных деревень Архангельской области.

Водитель, и по совместительству электрик Леша — первый человек, которого встречают приезжающие на школу. На серой буханке он забирает студентов на станции Кизема, дальше — 30 километров по бездорожью. Когда-то Леша искал работу с проживанием — и так познакомился с Антониной.

Алексей, водитель: Когда я сюда приехал, глаза стали квадратными. Об эко-штучках я не знал вообще ничего, приехал по другим причинам.

Вот уже 2,5 года Леша живет в Верхнем Березнике, а в прошлом году, благодаря лесной школе, впервые оказался за границей.

Алексей, водитель: Приехала группа иностранцев, достаточно богатый набор регионов: Таиланд, Бразилия, Индия, Польша, Мексика, Испания.

В июле волонтер с привычным слуху именем Лена приехала на школу, а уже в октябре Леша полетел в Бильбао.

Майя Тихомирова, участница «Климатической школы»: Я все время думаю о том, как люди, человечество могли бы жить более экологично, более дружественный для планеты, для природы образ жизни хочется вести. Я, конечно, много думаю… думала, по крайней мере, раньше в масштабах человечества, потом как бы поняла, что это бессмысленно, бесполезно.

Майя Тихомирова всегда жила в городе — сначала училась в Петербурге, потом в МГУ на биотехнологии. Она приехала в Березник два месяца назад и думает остаться здесь жить — и изучать экотехнологии на практике. Одна из целей школы — дать такую возможность.

Антонина Кулясова, координатор проекта «Климат-Образование-Молодежь»: Для школы для участников — познакомиться с проявлением климатических глобальных проблем на локальном уровне, познакомиться на уровне практики, получить опыт, на основе которого можно и разрабатывать, и практиковать, и делать.ю и агитировать.

Здесь, в Архангельской области, слова об изменении климата — не фраза из сообщений «Гринписа».

Антонина Кулясова: Половина Архангельской области живут в условиях, когда ледовые переправы — это жизненная необходимость. Мы, кстати, тоже так живем. И для людей это очень больная тема.

Юлия Симакова, участница «Климатической школы»: Если присматриваться, то это очевидно. В разных регионах какая-то была погода, и в последнее время она резко поменялась.

Юлия — не эколог, долгое время она работала парикмахером, а здесь, на школе выбрала направление, изучающее лес и его связь с климатом.

В школе участники постоянно рассуждают что конкретно они могут сделать чтобы снизить как здесь говорят свой экологический след.

Антонина Кулясова: Не всегда понимают, что конкретно могут сделать люди. На школе это в том числе вопрос. И конечно мы стараемся как-то системно это дать, а что влияет, а где наше место может быть в этой системе.

В 20 метрах от палатки-столовой, строится зимняя кухня — только из натуральных материалов — дерева, глины и соломы.

Эфе Бербероглу, преподаватель направления «Экостроительство» в «Климатической школе»: Это технологии, которые использовали наши предки, но в ходе индустриальной революции они оказались забыты. Мы используем меньше ресурсов, меньше энергии и как итог — меньше вреда для окружающей среды. Промышленное строительство — одна из причин глобального потепления. И эко-строительство — как новый уровень индустриальной революции — люди начинают задумываться о таких вещах, ведь у нас нет другого места для жизни.

Преподаватель Эфе — родом из Турции, но сейчас живет в Швеции в похожем поселении. На русский север он приехал преподавать эко-строительство, это еще одно направление «Климатической школы».

Майя Тихомирова, участница «Климатической школы»: Мне нравится идея эко-поселения как модели: что мы можем создать такую модель устойчивого сообщества, и это про такой принцип, как «начни с себя». Например, прополоть грядку можно, там вокруг меня будет уже лучше.

Фото: vk.com / Лесная школа на Устье

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Читать
Комментарии (0)
Другие выпуски
Популярное
Любовь в деталях: почему мы не замечаем, когда обижаем родных, и как этого избежать?