Лекции
Кино
Галереи SMART TV
0 3375

Береги правду смолоду

— Россия — это Европа

Совместный проект Гете-института и портала Colta.ru «Как читать медиа?» при поддержке Европейского союза учит российских школьников и студентов отличать правду от лжи в медиапространстве.

Европейское журналистское сообщество в шоке: известный немецкий репортер журнала Der Spiegel Клаас Релотиус регулярно фальсифицировал свои материалы. Он выдумывал спикеров, интервью и сюжетные повороты ради остроты и популярности. Кроме того, он призывал своих читателей переводить деньги в поддержку детей-сирот из Сирии, а на самом деле средства оседали на его личном счете. На данный момент это самый крупный медийный скандал в Германии за последнее десятилетие с большими последствиями: автора уволили, ему грозит уголовное дело, а в редакции Der Spiegel говорят о кризисе издания и журналистики в целом. В мире победившей пост-правды и fake news дальше таких новостей, скорее всего, будет все больше и больше. Один только Дональд Трамп дал пищу для размышлений в этом направлении на много лет вперед. В России эпохи «фабрики троллей» скандалы с подобными выдуманными сюжетами, особенно в федеральных СМИ, разгораются с поразительной регулярностью. Распятые мальчики, разочарованные в Майдане, «солсберецкий шпиль» — специально для разоблачения всех этих и других подобных фейков на Дожде в этом году вышла еженедельная программа Fake News, сюжетов хоть отбавляй/

Сегодня уже не имеет значения, что на самом деле происходит в той или иной ситуации, гораздо важнее, как мы эти факты воспринимаем. Это и есть философия пост-правды. Постоянная ругань и агрессия в соцсетях, так называемые «медиасрачи» — все это признаки нашего времени. Поэтому в фейках необходимо ориентироваться, их нужно научиться распознавать, анализировать и по возможности предотвращать. Особенно важно делать это превентивно, то есть, перефразируя пословицу, беречь правду смолоду. Специально для этого Гете-институт вместе с интернет-изданием Colta.ru и при поддержке Европейского союза в этом году запустил образовательный проект для российских школьников и студентов из 15 регионов страны «The Earth Is Flat — Kак читать медиа?».

Это серия трехдневных воркшопов, открытых лекций и вебинаров, для школьников и студентов факультетов журналистики, а также из смежных гуманитарных сфер от ведущих российских медиаэкспертов. На данный момент обучающие сессии прошли в Челябинске, Белгороде и Екатеринбурге, на очереди — Казань, Нижний Новгород, Новосибирск, Санкт-Петербург, Сыктывкар и другие города России. Глобальная цель проекта — формирование осознанного медиапотребления, появление навыков распознания фейковых новостей и критической оценки того, что предлагают медиа, грамотного реагирования на разнообразных «троллей» и хейтеров в сети, чтобы в дальнейшем защитить свои аккаунты и персональные данные, а это, в конце концов, должно привести к появлению нового поколения ответственных журналистов и блогеров. Программа уже вызвала повышенный интерес у жителей страны, среди которых оказываются не только будущие заинтересованные профессионалы, но и те, кто был максимально далек от журналистики. Ведь то, чему обучают на этих курсах, может пригодиться в реальной жизни. «Перед стартом проекта мы долго раздумывали, как это сработает, выстрелит ли? Волновались, вызовет ли наш курс интерес у ребят, которые все свое время проводят в своих телефонах и больше ни о чем не думают. Но реальность превзошла все ожидания. В каждом регионе мы наблюдаем повышенный интерес. Просто ребятам важно, что с ними говорят на их языке, адекватно, на равных, о том, что им интересно интересно услышать, об их проблемах. Им показывают, как появляются новости в Google, как работает Wikipedia, и можно ли ей верить, в общем их допускают в святая святых, в закулисье интернет-жизни, где они проводят большую часть времени. В конце концов они уходят с горящими глазами, свежими идеями и планами на будущее», — рассказывает куратор проекта из Гёте-института Полина Мандрик. И, действительно, это подтверждает Екатерина Румбах, заместитель директора по научно-методической работе МАОУ «Образовательный центр № 2» из Челябинска: «Я сразу поняла, что нашим детям это будет не только интересно, но и очень полезно, ведь едва ли не каждый пятый представляет себя в будущем высокооплачиваемым блогером или, по крайней мере, бизнесменом с раскрученным онлайн-бизнесом. Поэтому, как и ожидалось, объявление о том, что в школе будет проводиться мастер-класс по медиаграмотности, вызвало настоящий ажиотаж среди подростков. Скажу больше — среди родителей! Но из числа желающих пришлось отобрать чуть больше 20 человек, и, как я сама убедилась впоследствии, это был самый оптимальный вариант для по-настоящему эффективной работы».

В проекте принимают участие теоретики и практики медиа, журналисты, педагоги, художники, блогеры, режиссеры, которые как и раз и рассказывают о том, как устроены современные медиа и показывать, как самостоятельно создавать медиаконтент. В качестве экспертов удалось привлечь даже специалистов из Европы и США. Они удаленно записывают специальные часовые онлайн-курсы с инфографикой и наглядными материалами про пост-правду, искусственный интеллект и кибербуллинг. Вебинары уже подготовили приглашённый научный сотрудник Анненбергской школы коммуникацией Университета Южной Калифорнии Василий Гатов, автор книги по новым медиа и профессор компьютерных наук Городского университета Нью-Йорка Лев Манович, основатель Института сетевых культур в Амстердаме Герт Ловинк и другие видные специалисты в этой области.

Один из авторов и главных эксперт-тренеров проекта — Илья Бер, преподаватель Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Р Ф (РАНХиГС), историк и публицист, которого вы могли видеть в качестве игрока программы «Своя игра». Теперь своим слушателям на воркшопах он читает лекцию под названием «Журналистские фейки и фейлы. Откуда они берутся?», в которой подробно разбирает генезис фейковых новостей и журналистских ошибок. На его последнюю открытую лекцию в Белгороде пришли более полусотни слушателей, которые активно участвовали в дискуссии. «Это вдохновляющий для меня проект, есть ощущение, что делаешь что-то полезное и нужное. Это, конечно, совсем другая аудитория, не как обычные студенты, здесь всё происходящее воспринимают как эксклюзивное событие, потому и мотивация в среднем выше. Могу даже похвастаться: были, конечно, на лекции и те, кого завуч насильно затащил, да еще в выходные, представьте их состояние изначально, но они в итоге не пожалели. Две девочки из таких в конце курса в воскресенье подошли ко мне, поблагодарили и сказали, что это были их лучшие выходные в жизни. Это дорогого стоит», — говорит Бер. Для многих учащихся эти воркшопы становится особым событием, не похожим на прежние творческие кружки или мастер-классы, в которых практически каждый принимал участие. Здесь затрагиваются именно злободневные вопросы, которые касаются каждого. «Темы и вопросы, над которыми мы работали в ходе воркшопа — насущные, это то, чем мы и живем. Мне очень понравилась организация, педагоги и их отношение к нам и к нашим даже самым странным идеям. Нас впервые не заставляли что-то делать, а помогали и поддерживали. И, конечно, я вынесла для себя очень полезные знания о кибербуллинге, нам рассказали, как ему можно аккуратно противостоять, как определять фейки и быстро найти нужную информацию в интернете. Это было так интересно и захватывающе, что я бы не отказалась посетить тренинг с похожей тематикой еще несколько раз», — рассказывает участница воркшопа Полина Родионова из Челябинска. В рамках воркшопов ребята получают не только теоретические навыки, но и занимаются прикладными вещами, например, на основе полученной информации создают собственный контент, ролики на тему, то есть сами превращаются в блогеров, но только ответственных и подготовленных. «В практической части мы снимали фильм, и это было просто супер! До этого съемки у меня ассоциировались с чем-то скучным, но этот мастер-класс полностью изменил мое представление о процессе, потому что мы сами придумывали сценарий, подбирали локации, всё от начала и до конца своими руками», — делится своими впечатлениями Полина. Илья Бер тоже доволен практической частью работы: «Все люди, которые принимают участие в наших воркшопах, обязательно выносят что-то полезное. Потому что они делают что-то своими руками, а на выходе получают не только готовый продукт, что радует, но еще и инструментальный навык, который пригодится в дальнейшем. Иногда я смотрю и не понимаю, как они вообще такое умудряются снять в столь короткий срок, я бы не смог». Екатерина Румбах из Челябинска, где проходил воркшоп, с удовольствием наблюдала за своими подопечными, которые были активно заняты делом. «Им было важно, что очень серьезные взрослые люди их слушают, что любое мнение принимается, не отвергается с ходу, от него не отмахиваются. И вот это уважение к их мнению со стороны экспертов помогало и самим ребятам услышать друг друга, выстроить конструктивный диалог между собой и с преподавателем, особенно во время создания проектов. Это ли не результат?!», — рассказывает Екатерина. Вот такое видео, например, сняли юные блогеры из того же Челябинска, в нем идет речь о кибербуллинге у коал, там в красивой форме показано, как разрешить конфликт в сети и лучше понять вашего оппонента.

Важная часть обучения — цифровой этикет. Во время воркшопов эксперты подробно останавливаются на проблеме кибербуллинга, предлагают несколько работающих схем, как защититься от агрессии и травли в Интернете, как отличить реальных оппонентов от ботов и т. п. «Это актуальный проект для каждого интернет-пользователя в нашей стране. Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день в России очень острой стала проблема кибербуллинга. Наши школьники чаще, чем их сверстники из Европы и Северной Америки, подвергаются травле в социальных сетях. Иногда это приводит к трагическим последствиям. Взрослые тоже часто испытывают на себе все „прелести“ кибератак. Учителя как люди публичные подвержены этому в первую очередь. Чтобы не стать жертвой кибертеррористов нужно знать, как бороться с ними. А это не так уж просто, учитывая их анонимность», — заметила еще один участник воркшопа из Челябинска Азалия Аминева, учитель русского языка и литературы, руководитель «Медиашколы» при МАОУ «Образовательный центр № 2».

Целевая аудитория проекта — не только школьники и студенты, но и преподаватели. Акцент делается и на региональных университетах, где должно быть поддержано профессиональное развитие представителей гражданского общества, становление независимых экспертов, занимающихся вопросами медиаграмотности, чтобы повысить компетентность медиапедагогов, создать платформу для взаимодействия экспертов. И в данном случае важно формирование нового профессионального сообщества, поэтому участие профессорско-преподавательского состава высшей школы в таких мероприятиях крайне важно. «В регионах среди университетских преподавателей мы ищем, прежде всего, медиаторов, которые в будущем уже сами будут распространять наши идеи, заниматься просвещением на местах. Поэтому важно, чтобы все участники горели этим, были эмоционально заряжены и не делали это только для галочки», — говорит куратор проекта Полина Мандрик. Как утверждает Илья Бер, медиаграмотность уже давно входит в обязательный образовательный набор во многих европейских странах, в частности, в Скандинавии, а в Массачусетском технологическом университете для этих целей выделена сильнейшая кафедра. Пока эти занятия в России носят факультативный характер, но в будущем возможно среда окончательно сформируется, а эти лекции будут носить институционализированный характер, то есть войдут в учебную практику. Так что этот курс — возможность и для учителей открыть для себя медиапространство по-новому. «Наверное, я тоже стала спокойнее относиться ко многим вопросам. Например, преподаватели Гёте-института объяснили, что попытки совсем убрать телефоны во время урока в старших классах обернутся фиаско, ведь подростки воспринимают телефон как часть своей личности. И в этой борьбе бесполезно взывать к традициям, к совести… Раньше я считала, что детям неинтересен урок, раз они пытаются заглянуть в телефон, отвлекаются, но теперь смотрю на проблему иначе», — подытоживает Азалия Аминева. Екатерина Румбах солидарна с коллегой в оценке полезности проекта для учителей: «Спикеры с нами провели несколько упражнений, который до этого были предложены ребятам, а затем состоялся диалог, в котором мы, учителя, высказывали свои пожелания о том, что бы нам хотелось узнать о работе с детьми в медиапространстве, о том, как выстраивать отношения в рамках урока с „поколением центениалов“. Думаю, что очень полезным такие же интенсивы были бы не только учителям, но и родителям».

15 городов, 10 университетов и 4 эксперта за каждый курс, открытые лекции и вебинары — вот такие масштабные планы, расписанные вплоть до конца 2019 году у проекта «Как читать медиа?», следите за обновлениями на сайте howtoreadmedia.ru/ru/.

Соцсети проекта: 
facebook.com/howtoreadmedia
vk.com/howtoreadmedia

Поддержать ДО ДЬ
Другие выпуски
Популярное
Лекция Дмитрия Быкова о Генрике Сенкевиче. Как он стал самым издаваемым польским писателем и сделал Польшу географической новостью начала XX века