Лекции
Кино
Галереи SMART TV
0 23194

Вспомнить все: как выжать максимум из своей памяти, что из еды полезно для мозга, и почему таблетки не работают

— Партнерский материал
Объясняет невролог «Чайки» Антон Тихоновский
 

Когда забывчивость становится поводом насторожиться и обратиться к врачу

Это самый сложный вопрос, который ставят перед собой не только пациенты, но и врачи-неврологи. Разные проблемы памяти и концентрации внимания возникают у человека в течение дня, недели, месяца. Понятно, что, если нарушения становятся заметны родным, то это повод обратиться к врачу. Сложнее обстоит дело с субъективной оценкой, когда человек сам чувствует нарушения памяти. Тут объективных критериев не разработано. Но нарушения памяти важно поймать на начальном этапе, и если человек считает, что его память ведет себя хуже, чем месяц, два или год назад, лучше показаться врачу. 

К какому врачу идти с проблемами памяти

Память — это сложный механизм, за который отвечает много разных структур в головном мозге. А чем сложнее механизм, тем больше вероятность, что он где-то повредится. На нашу способность фиксировать воспоминания влияют тревожные расстройства, патология щитовидной железы, нарушение обмена веществ, снижение витамина В12, нарушения сна и многое другое. Поэтому нарушения памяти — это междисциплинарная зона, в которой неврологу часто требуется помощь эндокринолога, терапевта, психотерапевта, кардиолога и многих других специалистов. Чтобы найти источник проблемы, лучше обращаться в специализированные центры, отделения при больницах или поликлиниках, в так называемые Лаборатории памяти, которые есть по всему миру и в России в том числе. 

Фото: Мария Можарова

Про болезнь Альцгеймера и моральную ответственность врачей 

Иногда ко мне приходят молодые люди лет 30-35 со словами «Доктор, у меня болезнь Альцгеймера — я вчера не смог вспомнить, как звали кошку, которая была у меня в детстве». Болезнь Альцгеймера — это проблема пожилого возраста. Чаще всего она появляется около 60-65 лет, крайне редко она дебютирует раньше. И по большей части проблемы памяти молодых связаны с тревожными расстройствами. Но тем не менее переубедить молодых пациентов в том, что у них не болезнь Альцгеймера, порой оказывается не так просто. 

Дело в том, что при проведении нейропсихологических тестов мы нередко наблюдаем у пациентов с жалобами на снижение памяти затруднения при выполнении определенных заданий. Подобные изменения называются легкими или по-другому субъективными когнитивными нарушениями, а более грубые расстройства — умеренными когнитивными нарушениями. Эти расстройства могут не означать ровным счетом никаких проблем и не требовать ни лечения, ни наблюдения. Но часто они бывают предпосылкой к болезни Альцгеймера. И тут важно понимать, что все препараты, которые на сегодняшний день существуют, эффективны на стадии, когда деменция еще в самом начале. Более того, два новых препарата сейчас заканчивают клинические испытания, в том числе в России, и в ближайшее время появятся на рынке — это адуканумаб (aducanumab) и кренезумаб (crenezumab). Второй препарат показал свою эффективность на ранней стадии болезни Альцгеймера, когда еще нет грубых структурных изменений головного мозга. И потому перед всем профессиональным мировым сообществом стоит очень сложный вопрос: как из общего числа людей с легким и умеренным когнитивным расстройством выявить ту группу, которая перейдет в болезнь Альцгеймера?  

А теперь представьте: приходит пациент и говорит «Доктор, у моего дедушки была болезнь Альцгеймера, и я хочу исключить для себя такую вероятность». Сегодня у такого пациента врачи проводят все возможные тесты и анализы, выявляющие предпосылки заболевания. Сначала мы исключаем такие факторы, как депрессия, тревога, снижение концентрации витамина В12, витамина D, нарушение щитовидной железы. Проводим нейропсихологические тесты, берем на анализ небольшое количество цереброспинальной жидкости, которая омывает спинной мозг. В ней мы смотрим несколько белков, которые при болезни Альцгеймера откладываются в головном мозге. И, наконец, мы делаем магнитно-резонансную и, при возможности, позитронно-эмиссионную томографию головного мозга со специальными метками. Этот метод дает возможность диагностировать Альцгеймера иногда за 15-20 лет до дебюта болезни. Но даже проведя все анализы и найдя предпосылки, мы тем не менее не можем гарантировать, что без лечения у этого пациента через 15-20 лет развилась бы болезнь. И тут перед врачами встает моральный выбор: нужно ли давать на этой стадии лекарства пациенту. Ведь человек, получив потенциальный диагноз, всю жизнь будет жить с опасением, что вот-вот болезнь так или иначе проявится. Мы рискуем попусту и без четких доказательств сделать из здорового человека пациента, который всю жизнь будет чувствовать себя больным.

Как влияет современный образ жизни на память и концентрацию

Есть несколько типов памяти. Первый — непосредственная память. Все, что мы воспринимаем органами чувств — зрением, слухом, обонянием — попадает в нее. Второй тип — оперативная память или кратковременная. Та, которой мы пользуемся в течение дня. Затем идет долгосрочная память, которая хранит весь наш жизненный опыт. Из трех видов, только оперативная память имеет ограниченный объем. И все проблемы с запоминанием, связанные с современным образом жизни, порождает именно эта ограниченность оперативной памяти.

Для того, чтобы запомнить информацию, нам нужно ее выделить, то есть заинтересоваться ей. Десятки вкладок в браузере, социальные сети и многозадачность, в которой мы все вынуждены работать, создает ситуацию интерференции. То есть среди конкурирующих сигналов нам сложно выделить тот самый, который мы должны запомнить, в результате мы не запоминаем почти ничего. Это цепляет следующую проблему — чувство, что мы не справляемся с нагрузкой, оно порождает тревожное состояние. Тревога в свою очередь еще больше снижает концентрацию. Получается порочный круг. Добавьте сюда еще и недостаток сна, который мы все испытываем, и получите тот самый дефицит внимания, о котором все говорят. 

О том, как память связана со сном

Сон имеет две разные стадии — быструю и медленную. Переход воспоминаний из краткосрочной памяти в долгосрочную, иначе говоря, консолидация следов памяти происходит в период медленного (или глубокого) сна. Если мы мало спим, количество смен фаз недостаточное. Это значит, что консолидация проходит хуже. Когда человек высыпается, у него идет четкая смена фаз сна, вероятность запомнить информацию, полученную в течение прошлого дня, гораздо выше. Есть еще одна проблема — остановки дыхания во сне или апноэ, которые часто проявляются как раз на стадии глубокого сна. Из-за остановок дыхания человек, сам того не замечая, пробуждается на секунду и дальше засыпает. Таких пробуждений бывают десятки за ночь. Нормой считается менее пяти раз в час, что не требует лечения и никакого динамического наблюдения. Если же апноэ случается более 30 раз в час, у пациента будет очень тяжелое расстройство памяти. 

Как улучшить память

Во-первых, конечно, ограничить поток отвлекающей информации — это работает. Кроме того, существует множество способов нейрокогнитивного тренинга. Понятно, что если мы просто скажем пациенту учить стихи и решать кроссворды, то толку от этого не будет. Поэтому специалисты разработали разные более интересные тренинги — программы в интернете и приложения (Lumocity, Peak, Nrain+, Elevate и другие), которые развивают концентрацию внимания и скорость реакции. Некоторые специалисты неврологи и нейропсихологи в зависимости от типа и степени нарушения памяти, могут разработать индивидуальные программы по когнитивному стимулированию. Изучение языка – очень хороший нейрокогнитивный тренинг, потому что височные доли отвечают не только за речь, но и за память. Но важно понимать, что все это работает как фитнес для мозгов — то есть занятия имеют эффект только в том случае, если выполняются регулярно.

Кроме того, нужно иметь в виду, что занятия эффективнее, если у человека нет кардиологических проблем. Повышенное артериальное давление, глюкоза и холестерин в крови очень сильно влияют на нашу память. И в долгосрочной перспективе могут вызывать сосудистую деменцию, то есть грубое нарушение интеллекта. 

О диете для хорошей памяти и бабушкиных методах

Безусловно, физическая активность, различные аэробные нагрузки благоприятно воздействуют на память. И всех пациентов мы ориентируем на средиземноморскую диету. Большое содержание клетчатки, морская рыба с высоким содержанием омега-3, орехи, ягоды, красное вино, оливковое масло с липопротеидами высокой плотности — все это считается профилактическим. В частности, сегодня активно идет обсуждение так называемой диеты MIND, в основе которой как раз лежат перечисленные продукты и обязательно исключается сладкое, избыточное потребление мяса и продуктов, жаренных во фритюре.

Все остальное — настойка чеснока, разные травки — это бабушкины методы, которые, конечно, не работают. Исследования показали, что из всех веществ на память и концентрацию внимания позитивно влияют только кофеин и никотин. При этом понятно, что никотин приносит гораздо больше вреда, чем пользы. А кофеин часто провоцирует тревожное расстройство, которое в свою очередь в итоге приводит к снижению памяти. Так что и это палка о двух концах. 

Фото: Мария Можарова

О лекарственной профилактике

Все хотят улучшить свою кратковременную память, не прилагая к этому больших усилий. Единицы готовы следовать советам врача и заниматься упражнениями, заниматься профилактикой сердечно-сосудистых заболеваний. Люди предпочитают заглотить таблетку и ждать эффекта. Тем более в России очень любят заниматься самолечением и назначать себе самостоятельно разные сосудистые и ноотропные средства. Иногда их по-прежнему назначают врачи в поликлиниках. Поэтому хочется еще раз сказать: препаратов эффективных для профилактики болезни Альцгеймера или для улучшения концентрации не существует. Проведено огромное количество больших исследований по всем препаратам, доступным на рынке, и ни один из них не доказал свою эффективность. В лучшем случае они безвредны. Но при неправильной дозировке они могут вызвать побочные эффекты. 

На самом деле такие исследования ведутся во многих лабораториях мира — фарминдустрия пытается синтезировать препарат, который позволил бы нам улучшать наши когнитивные функции. В США, Европе и некоторых странах есть два препарата — модафинил и метилфенидат —  это стимуляторы, которые мощно повышают уровень бодрствования и внимания пациентов. Они используются при некоторых заболеваниях, вроде нарколепсии. Но эти препараты имеют краткосрочный эффект только на время пока ты их принимаешь, а метилфенидат (Риталин) также имеет ряд серьезных побочных действий

В античности студенты, которые хотели улучшить свою память, вплетали ростки розмарина в волосы и считали, что это помогает. К сожалению, со времен античности в решении этой проблемы наука не недалеко продвинулась. 

Проблемы, характерные для России 

В клинике нервных болезней Сеченовского Университета исследовали представленность различных типов деменции в структуре нарушений памяти россиян. Исследование показало, что на первом месте среди деменций, как и во всем мире, у нас стоит болезнь Альцгеймера (больше 50% заболеваний), на втором — сосудистые нарушения. Так что в этом смысле мы ничем не отличаемся от остального мира. Но у нас есть национальная особенность, которая заключается в том, что мы в принципе очень поздно обращаемся к врачу. К тому же пациенты крайне редко приходят к врачам с повышенным артериальным давлением и высоким уровнем холестерина. В результате очень часто пациенты с сосудистой деменцией приходят к нам уже на стадии развернутых нарушений, когда они становятся очевидны окружающим. Вернее, обычно к нам таких пациентов, к сожалению, уже приводят родственники. 

Но важно помнить, что даже в случае, когда у пациента отмечается развернутая картина грубых нарушений памяти, ему можно помочь. Пока речь не идет о полном излечении от болезни Альцгеймера или других деменций. Но у нас есть возможности улучшить качество жизни таких больных, снизить нагрузку на родных, продлить активность и самостоятельность в быту людей с расстройствами памяти. 

Текст: Ася Чачко

Поддержать ДО ДЬ
Другие выпуски
Популярное
Лекция Дмитрия Быкова о Генрике Сенкевиче. Как он стал самым издаваемым польским писателем и сделал Польшу географической новостью начала XX века