Лекции
Кино
Галереи SMART TV
0 98275

Акушер-гинеколог Анна Крюкова: «Уже не модно страдать, толстеть и срываться на близких»

— Партнерский материал

Анна Крюкова, акушер-гинеколог клиники «Чайка», — о возрастной гинекологии, климаксе, гормональной терапии, беспочвенных мифах и напрасных страхах.

О гинекологии для женщин старшего возраста и гормонофобии

В 2008 году было проведено большое исследование частоты использования менопаузальной гормональной терапии при климактерических нарушениях. В нем приняли участие женщины из Швейцарии, США и России. Выяснилось, что в Швейцарии женщины, принимающие менопаузальную терапию, составляют 15% (больше 153 тысяч). В США — 10% женского населения, то есть четыре миллиона женщин на 40 миллионов населения. В России — на 145 миллионов населения принимают терапию всего 130 тысяч женщин, то есть 0,6%.

Российская специфика в области гинекологии женщин старшего возраста связана с известной чертой, которую можно назвать гормонофобией. Эта фобия проявляется в молодом возрасте при назначении пациенткам гормональных контрацептивов и набирает обороты, когда речь заходит про заместительную терапию в старшем возрасте. Гормоны, по мнению российских женщин, это страшный риск, опасность, о которой лучше и не знать ничего. А самое неприятное в этой истории то, что боятся гормонов не только пациентки, но и сами гинекологи. Если даже женщина не прочь попробовать гормональную терапию, она видит в глазах гинеколога сомнение, и тогда лечение либо не назначается, либо не имеет эффективности.

К счастью, с каждым годом осведомленность акушеров-гинекологов все-таки повышается, как и информированность и заинтересованность пациенток в этой терапии. Но до сих пор у многих остаются сомнения и неуверенность, и нередко врачи ошибочно рассуждают в один голос с пациентками: «Климакс и все его проявления — это нормально, рано или поздно все мы там будем. Смиритесь и примите это». Последние годы я говорю своим пациенткам: «Уже не модно ходить с приливами, страдать от бессонницы, толстеть, конфликтовать на работе и срываться на близких». Человечество стареет. Женщин после 55 лет во всем мире становится все больше, мировая наука, демографы и социологи обещают нам, что жить мы будем еще дольше, поэтому активный трудоспособный возраст увеличивается. В России с повышением пенсионного возраста это актуально как никогда. Соответственно, качество жизни и здоровье — это вопросы, которые встают перед нами очень остро.

О климактерическом синдроме

Перименопауза, или менопаузальный переход — это период в жизни женщины между репродуктивной фазой и старостью. Начинается он с нарушения ритма менструации, сопровождается повышением уровня ФСГ (фолликулостимулирующего гормона, вырабатываемого гипофизом), понижением уровня эстрадиола — и заканчивается последней менструацией с постепенным выключением функции яичников. Этот переход длится годами. Менопаузу можно констатировать, когда с момента последней менструации прошло 12 месяцев. Средний возраст наступления менопаузы у женщин — 51 год.

На фоне перестройки организма может возникать климактерический синдром, проявления которого очень важно поймать вовремя. Чем раньше начинается терапия на этапе менопаузального перехода, тем она эффективнее.

Фото: Мария Можарова

О приливах, переломах и других ключевых симптомах

Кто-то проходит менопаузальный период совершенно безболезненно, другие испытывают симптомы климактерического синдрома — здесь все зависит от генетики, факторов внешней среды и особенностей конкретной женщины.

Первый признак перименопаузы — это изменения менструального цикла: менструации становятся нерегулярными, изменяются по количеству и характеру, возможны задержки на несколько месяцев. Больше женщину может ничего на этом этапе не беспокоить. В этом случае она часто думает, что еще не все потеряно, цикл еще восстановится и просто тихо ждет, а зря.

Постепенно в организме снижается уровень эстрадиола основного женского полового гормона. Это заметно осложняет жизнь женщины, потому что среди органов, восприимчивых к концентрации эстрогена, не только непосредственно яичники и матка — рецепторами к эстрогену обладают также весь урогенитальный тракт, головной мозг и сердечно-сосудистая система.

Низкий эстрадиол — это риск остеопороза, отсюда возможны переломы и боли в костях у женщин после 45-ти. Тем более что в северной части России мы и так в зоне риска по остеопорозу из-за нехватки солнечных дней. Гормоны же уменьшают риски переломов в пожилом возрасте — женщины, принимающие заместительную терапию, не нуждаются в дополнительных исследованиях плотности костной ткани.

Самое тяжелое последствие климактерического синдрома — это риск сердечно-сосудистых заболеваний. Есть большое датское исследование, в котором за 16 лет приняли участие 46 тысяч женщин. Оно показало, что в группе женщин, которым назначили менопаузальную гормональную терапию в течение первых семи месяцев после наступления менопаузы, риск инфаркта миокарда и смертности в целом снизился на 52%, уменьшился индекс массы тела и при этом не увеличился риск любых других онкологических заболеваний по сравнению со среднестатистическими показателями у женщин, не получавших гормональную терапию. Это важнейшие данные, потому что страх онкологии при назначении заместительной терапии — это краеугольный камень: «Вы мне назначите таблетки, приливы у меня уйдут, но через год у меня диагностируют рак молочной железы, как у моей знакомой?» Нет, это не так, но самое важное — вовремя начать. Своевременность назначения — это половина успеха.

Чаще всего влияние менопаузы на когнитивные функции проявляется нарушением памяти и настроения. Что касается памяти, исследования показывают, что основной удар по нейронам головного мозга происходит в первый год климактерического синдрома. При этом одни западные исследователи утверждают, что заместительная гормональная терапия и на эту функцию влияет позитивно. Другие исследования говорят, что терапия не влияет на когнитивные способности. Таким образом, вовремя откорректированный гормональный дисбаланс — это гарантия того, что состояние не ухудшится.

Самый частый климактерический симптом — так называемые приливы. Это вазомоторная сосудистая реакция, при которой женщина ощущает то жар, то озноб. В это время женщины часто жалуются: «Поменяла одеяло и две простыни за ночь, потею, спать не могу, настроения никакого. Нужно продолжать работать и кормить семью, но жизнь не в радость». Чаще всего приливы — это и есть первая причина обращений женщины в перименопаузе к врачу. Она поговорила со своей матерью или старшими подругами, и те сказали: «Да, да, это оно». Женщина доходит наконец до гинеколога, и вот мы встретились.

О том, как назначается заместительная терапия

Гинекологическими проблемами у женщин старшего возраста гинеколог занимается совместно с кардиологом или терапевтом, при необходимости подключается эндокринолог. Прежде чем назначить менопаузальную гормональную терапию, необходимо пройти ряд обследований — гинеколог должен собрать анамнез, узнать семейную историю в том, что касается рака молочной железы, тромбозов, ранних инсультов и инфарктов. Плюс необходимы гинекологический осмотр, осмотр молочных желез, их маммография или УЗИ, трансвагинальное УЗИ. Кроме того, момент назначения хорошо бы совместить с консультацией кардиолога, который оценит общесоматические риски, посмотрит уровень глюкозы и уровень липидов в крови. Как правило, этого достаточно.

После назначения у нас в клинике все контакты врача всегда у пациенток есть, и мы просим даже с самыми «дурацкими» вопросами и «незначительными» жалобами не стесняться и обращаться — в таких вещах лучше перестраховаться.

О препаратах и формах терапии 

Менопаузальная терапия делится на два вида. Первый — это монотерапия, то есть чистые эстрогены, которые бывают в виде таблеток, гелей или инъекций. Есть еще крем, который используется только симптоматически при сухости влагалища и сексуальных дисфункциях — его, кстати, можно использовать в любом возрасте, этот крем имеет ощутимый локальный эффект.

Второй вид терапии — комбинированная. Она состоит из двух компонентов: эстрогена и прогестерона, основных женских половых гормонов. Женщинам с сохраненной маткой в 99% случаев назначается комбинированная терапия. Если же женщине по каким-то доброкачественным показаниям была удалена матка, она не нуждается во втором компоненте, потому что прогестерон отвечает за контроль эндометрия (слизистой оболочки матки).

Есть еще один важный женский гормон — андроген, который отвечает среди прочего за либидо женщины. В менопаузе концентрация андрогенов в крови тоже постепенно снижается. Но, к сожалению, в России не зарегистрирован ни один препарат для женщин с андрогенами. К счастью, есть определенные формы прогестерона, которые тоже положительно влияют на либидо, но тем не менее в этом вопросе российским женщинам пока что чуть меньше повезло.

Комбинированная терапия обычно назначается в форме ежедневного приема таблеток. Но иногда женщина может сказать, что она хочет еще менструировать. В таком случае назначается прием препаратов в циклическом режиме, который имитирует физиологический цикл. Это, конечно, лишь фармакологический эффект, внешний атрибут, который не дает возможности забеременеть.

После 52 лет режим приема препаратов корректируется. После пяти лет терапии женщина запросто может сказать: «Надоело мне пить эти таблетки. Я чувствую себя хорошо. Выгляжу хорошо. Доктор, отмените». Если мы провели все необходимые исследования и по результатам видим, что у нее все хорошо, мы можем отменить. По современным мировым исследованиям, десять лет заместительной терапии считаются безопасными. Постоянно появляются новые исследования. Возможно, они снимут те или иные ограничения по назначению МГТ.  После можно рассматривать продолжение терапии в индивидуальном порядке, в зависимости от самочувствия и факторов риска. Но в любом случае раз в год женщина должна проходить полное обследование — осмотр гинеколога, осмотр молочных желез с маммографией либо с УЗИ молочных желез, трансвагинальное УЗИ и мазок.

Фото: Мария Можарова

О климактерическом синдроме у молодых женщин

Возможны две ситуации, в которых климактерический период наступает вне зависимости от возраста, при этом симптомы климактерического синдрома те же, что и при физиологической менопаузе. Первый случай — это «хирургическая менопауза» после оперативного удаления матки и яичников. Ощущение жара и приливов чаще всего остро ощущается уже в первые дни после операции. К сожалению, не все женщины, перенесшие хирургическое вмешательство, об этом знают. Бывает, что после операции женщина некоторое время ждет результатов гистологического исследования — на этом этапе назначать ей заместительную терапию нельзя. А после выписки врачи говорят: «Идите в поликлинику». И тут очень важно, чтобы на этапе амбулаторной помощи в клинике лечащий акушер-гинеколог назначил соответствующую терапию. К сожалению, такая преемственность работает не всегда.

Вторая ситуация называется синдромом преждевременного угасания функции яичников. Это состояние вызвано чаще генетическими причинами. В этом случае нередко женщина думает: «Мне всего сорок, вряд ли это климакс, подожду до пятидесяти. Но при наступлении ранней менопаузы критически важно не пропустить терапевтическое окно.

Основные страхи и мифы о гормональной терапии

Основная фобия — это онкология. На самом деле факторы риска онкологических заболеваний — это курение, гиподинамия, ожирение, возраст и, если говорить про женщин, отсутствие родов или поздние роды. Менопаузальной гормональной терапии в этом перечне нет ни на каком месте.

Среди других страхов важное место занимает увеличение веса: «Доктор, вы назначите мне гормоны, я обязательно наберу лишний вес». На самом деле есть физиологическое изменение веса в первые три месяца приема заместительной терапии за счет отека, который потом уходит — и вес полностью нормализуется. Чтобы не набирать вес, необходимо питание, при котором количество потребляемых калорий не превышает количество растрачиваемых, плюс регулярная физическая нагрузка. Если не соблюдать эти правила, можно растолстеть, но менопаузальная гормональная терапия тут ни при чем.

И, наконец, еще один миф — это риски тромбозов и венозной недостаточности. На самом деле при правильном подходе к назначению МГТ эти риски не повышаются. 

К тому же существуют весомые дополнительные преимущества у заместительной гормональной терапии. Среди них, например, улучшение качества кожи. Случается, что пациентки приходят без каких-либо острых показаний, они хорошо себя чувствуют, но говорят: «Я встретилась с подругой, которая живет в Америке. Она сказала, что там почти все женщины принимают гормональную терапию, бодры, энергичны и даже старушки выглядят моложе меня, у них идеальная кожа. Вот мне бы хотелось того же». И если женщина пришла с запросом на косметический и антивозрастной эффект, мы не нашли никаких противопоказаний — почему бы и нет, конечно, можно начинать. Врачи дерматологи-косметологи отлично воспринимают заместительную терапию, сочетая ее с местными назначениями. 

Ну и, наконец, гормоны улучшают психоэмоциональное состояние. Если женщина плохо спит, тревожна, плохо выглядит, испытывает вечную усталость — лишь бы залезть под одеяло и не выходить из дома, а мы все эти симптомы снимаем, конечно, терапия улучшает ее жизнь.

Ася Чачко

Поддержать ДО ДЬ
Другие выпуски
Популярное
Лекция Дмитрия Быкова о Генрике Сенкевиче. Как он стал самым издаваемым польским писателем и сделал Польшу географической новостью начала XX века