Полозов о выходе из дела Pussy Riot: пора сменить тактику, медийность уже вредит

19/11/2012 - 18:17 (по МСК) Дмитрий Казнин, Тимур Олевский
Адвокаты Марк Фейгин, Николай Полозов и Виолетта Волкова окончательно порвали с Pussy Riot. Сегодня все трое сообщили, что расторгли соглашения с Надеждой Толоконниковой и Марией Алехиной. И сослались на то, что их не пустили в колонию к подзащитной. Но в этой истории остаются вопросы: почему защитники вышли из дела именно сейчас, и куда делись документы отпущенной ранее на свободу Екатерины Самуцевич. Сама она утверждает, что Волкова и Полозов забрали у нее паспорт.

Посещение мордовской колонии, куда недавно была доставлена одна из трех осужденных по делу Pussy Riot Надежда Толоконникова, закончилось для адвокатов не слишком удачно – их туда просто не пустили. Скандал вокруг защитников с этого момента раскрутился с новой силой, хотя они и сами решили окончательно порвать с этим делом; по крайней мере, прилюдно. Марк Фейгин, Виолетта Волкова и Николай Полозов заявили, что они расторгли соглашения о защите Толоконниковой и Марии Алехиной, которая, кстати, содержится в колонии в Перми. Неясным, однако, остается, пытались ли защитники повидаться с Марией Алехиной после того, как потерпели фиаско в Мордовии и почему их не пустили за колючую проволоку. Это возможно по двум причинам: либо это решение администрации, либо решение самой осужденной. Однако ДОЖДЮ Николай Полозов объяснил, что решение было согласованным.

Николай Полозов, адвокат: В апреле родственники нам дали поручение защищать их максимально публично, максимально медийно, вести этот процесс как сугубо политический. Когда девушки находятся в местах лишения свободы и давление на них существенно выше, в силу того, что их нахождение контролировать гораздо сложнее, наступило время сменить тактику. В данном случае медийность, в нынешнем контексте, она даже им вредит. Поэтому после кассации мы, когда обсуждали различные варианты нахождения их в колонии, мы обсуждали, в том числе, вариант, когда наша защита как адвокатов-раздражителей власти, политических адвокатов, больше будет приносить минусов, чем плюсов. И по взаимной договоренности в таком случае мы договорились расторгнуть соглашение.

Между тем, сегодня стало ясно, что еще на прошлой неделе две из трех осужденных по делу Pussy Riot девушек еще на прошлой неделе заключили соглашение с адвокатом правозащитной ассоциации «Агора» Ириной Хруновой, и она уже готовит стратегию их защиты.

Ирина Хрунова, адвокат: Сейчас приговор в отношении всех девушек вступил в законную силу и на самом деле не так много, что может сделать защитник на этой стадии. Во-первых, мы можем подать жалобу в надзорные инстанции, и, во-вторых, мы можем обратиться в Европейский суд по правам человека. Это будет касаться и проведения суда, а по существу это будет касаться и технических вопросов по проведению суда, например, отсутствие еды и воды для девушек во время судебного разбирательства. Поэтому мы пишем жалобу сейчас в Европейский суд, она уйдет в декабре-январе. Я на прошлой неделе получила доверенность от Толоконниковой для представления ее интересов в Европейском суде, вчера я получила доверенность от Алехиной. Я думаю, что жалоба уйдет теперь от всех троих девушек одна и это будет декабрь-январь. После того, как мы закончим с Европейским судом и мячик будет не на нашей стороне в Европейском суде, то тогда мы только вернемся к вопросу об обсуждении в надзорной инстанции.

Ранее Ирина Хрунова на кассации в Мосгорсуде защищала Екатерину Самуцевич и та вышла на свободу, отделавшись условным сроком. Кстати, сегодня она пожаловалась на своих прежних защитников. Она рассказала, что подписывала по просьбе адвокатов пустые листы. Кроме того, она заявила, что впервые услышала о необходимости регистрировать товарный знак в августе, хотя сам Фейгин утверждал, что договорился с группой еще в апреле. Самуцевич, которая отказалась от услуг Фейгина, Николая Полозова и Виолетты Волковой перед кассацией, считает, что сами участницы группы «были как адвокаты, а как раз адвокаты – как художники и соавторы судебного процесса». И теперь ей не отдают документы, гражданский паспорт и ответ из страсбургского суда на свою первоначальную жалобу. 
Другие выпуски