«Секретного свидетеля» химических атак, возможно, выкрали из Сирии

03/09/2013 - 21:42 (по МСК) Павел Лобков, Анна Монгайт
Сирийская оппозиция заявила, что у нее появились неопровержимые доказательства вины президента Башара Асада в применении химического оружия. Об этом якобы рассказал перебежчик, высокопоставленный военный которого сегодня собирались показать журналистам.

Но в последний момент передумали. Позже выяснилось, что врача могли украсть и даже пытать. Как и почему противники Асада любой ценой пытаются ускорить начало ракетных обстрелов – выяснял Тимур Олевский.

Олевский:  «Лишь бы не передумали» - примерно под таким девизом, по всей видимости, проходила сегодня пресс-конференция национальной коалиции сирийский революционных сил, которая располагает свою штаб-квартиру в Стамбуле, в Турции. Представитель сирийской оппозиции Халид  Салех сегодня выступил с сенсационным выступлением: будто бы от президента Сирии бегут военные, и один из них ни кто-нибудь, а руководитель медицинской службы химических войск. Его зовут Абдель Гаваб Шахрур. Он принес с собой документы, которые неопровержимо доказывают, что сирийские военные применили нервнопаралитический газ, против мирных граждан 19 марта этого года, первая химическая атака в Сирии. Тогда погибло около двадцати человек и сотни получили увечья. О пресс-конференции с участием доктора-перебежчика объявил канал Sky news, но в последний момент она сорвалась. Оппозиционер пришел, а вот господина Шахрура так и не показали из соображения безопасности. Но американские журналисты разыскали информацию, что офицер был захвачен в плен боевиками из группировки Фронт ан-Нустра. Все это случилось две недели назад, и его вполне могли пытать все это время, и вполне возможно, что он при этом не согласился сотрудничать со своими похитителями, такой вот оказался секретный свидетель – даже фотографии его сирийская оппозиция опубликовывать не стала. Кстати, оппозиция продолжает пугать мир, якобы им стало известно, что сегодня армия Асада срочно привезла часть химического оружия в аэропорт. Эта информация должна как-то помочь президенту США Бараку Обаме  уговорить Конгресс все-таки бомбить Сирию. По крайней мере, другого объяснения некоторые эксперты не находят.

Евгений Сатановский, президент института Ближнего Востока: Здесь ни о каком применении оружия Асада речи быть не может по определению. Либо какая-то из асадовских ракет попала в склад, где соответствующие химикаты держала оппозиция, либо действительно саудовцы выдали, то ли случайно, то ли с целью показать, что сами себя и потравили, то ли что-нибудь в этом роде. На худой конец какая-то из асадовских частей могла что-то, правда, без спроса, взять, но зачем – непонятно. У него там войска выиграли гражданскую войну, на дворе инспектора ООН, а он, встретив их и дождавшись в столице, начинает химоружие использовать. Что за бред!?

Сегодня Барак Обама попросил конгрессменов проголосовать за начало атаки в Сирии как можно быстрее. Казалось бы, куда спешить, и что может измениться за неделю? 9  сентября Конгресс и так соберется и будет обсуждать этот вопрос. Но, оказывается, измениться может многое, потому что, по мнению, по крайней мере, сирийской прессы, сирийских военных войска Башара Асада уже переломили ситуацию и сейчас успешно громят оппозицию и наемников, которые в Сирии сражаются. При этом Турция уже приготовилась начать наземную операцию против Сирии. Турецкий портал zaman.com сегодня опубликовал кадры подготовки военных на турецко-сирийской границе. Вот они. Это свежее видео, там уже видно, что военные вырыли окопы полного профиля, туда стянули тяжелую технику и американские ракетные комплексы «земля-земля». Ну, а кроме того военные получили экипировку, в том числе и необходимую химическую защиту. Турция теперь не может допустить, говорят эксперты, чтобы возродившийся с новыми силами Башар Асад взял под контроль территорию возле границы с Турцией. Ну, а США не может бросить Турцию, все-таки это страна НАТО и главный союзник в регионе. А значит, бомбить действительно необходимо, но ловушка, в которую попал Барак Обама, заключается именно в том, что ему придется отдать за это решение конгрессменам из числа своих противников что-то очень и очень серьезное. И кажется, они об этом знают. 

Другие выпуски