Нелегальные активисты «Гринписа». Отпущенные под залог экологи не имеют права находиться на территории России

19/11/2013 - 23:36 (по МСК) Татьяна Арно, Павел Лобков

Активистов «Гринписа», которые  оставались на ледоколе и не участвовали в штурме платформы «Приразломная», перербургские суды постепенно освобождают из-под стражи под залог  в два миллиона рублей. Уже отпущены самые популярные участники акции  фотограф Денис Синяков и пресс секретарь Андрей Аллахвердов.

Исключением пока остается радист «Арктик Сайрайз», австралиец Колин Расселл. Его судили первым, и он был оставлен  под стражей на три месяца до 24 февраля. 

Сегодня под залог выпущены 12 иностранных активистов «Гринписа», в том числе и граждане России, и в ближайшее время они должны выйти на свободу. Залог за каждого из активистов составляет два миллиона рублей, сумма была предложена стороной защиты, более того абсолютно все деньги для арестованных активистов перечислил «Гринпису интернешнл».

Суть изменения меры пресечения под залог предполагает, что в течение суток следственный комитет предоставит счет,  на который можно будет внести залог, после чего ребята, у которых уже есть решение суда, смогут выйти на свободу. Поступает также информация о том, что чиновники затягивают с тем, чтобы принять деньги. Член общественной палаты Анатолий Кучерена обвинил чиновников в волоките с принятием денежного залога за арестованных активистов. Кучерена жаловался на то, что следственный комитет не предоставляет номер счета, куда можно перевести залог, в итоге активисты, которые судом уже освобождены, до сих пор остаются в СИЗО.

Алхас Абгаджава, адвокат Дениса Синякова: У нас, к сожалению, те решения, которые идут на пользу обвиняемым, всегда встречают различные препятствия. Потому что арестовывают у нас мгновенно, а отпускают с трудом, потому что система не заточена под отпускание. Она заточена только под то, чтобы закрыть. Решение выносилось поздно вечером, соответственно, реально возможности  залог, а внести залог можно только на депозит, в данном случае, Следственного комитета, сделать это невозможно – банки не работают в это время, и ни на какой счет мы ничего не положим. Дальше все упирается  в технику. Потому что в суде всегда не хватает курьеров, не хватает транспорта, и никто не торопится бежать быстрее, чтобы обрадовать следственный изолятор и, соответственно, Дениса. Поэтому теоретически очень возможно, что все произойдет сегодня, будет зависеть от расторопности и, может быть, даже от смелости отдельных должностных лиц, но практически – может быть, завтра. Следственный комитет заявляет, что не знает, как это делать. Следователь Торвинен, который глава следственной группы, говорит о том, что никогда с этим не сталкивался.

Мера пресечения «под залог» предполагает некие обязательства, вроде появления  в суде или у следователя по требованию. Однако залог не предполагает подписку о не выезде. То есть теоретически активисты, выйдя на свободу, вполне могут покинуть Россию.

А вот Денис Синяков, по словам его адвоката, намерен отправиться домой в Москву, как только сможет выйти из СИЗО. По словам адвоката, у Дениса скорее всего отберут загранпаспорт, а вот российский вернут, и Денис  сможет перемещаться по стране.

Что касается иностранцев, то у них паспорт один. И согласно процедуре, как только активисты будут выходить на свободу под залог, документ им вернут. Здесь начинаются новые трудности. Для того, чтобы находится в России, всем иностранцам нужна российская виза, которой у них нет, так как при аресте ни одному из активистов отпечатки в паспорта не поставили. Соответственно, каждый из активистов находится в нашей стране нелегально.

Выйдя на свободу, члены команды «Арктик Санрайз» по логике обязаны обратиться в ФМС за оформлением российской визы, без которой они, кстати, не смогут покинуть Россию, так как наш миграционный кодекс не предполагает простую депортацию, в виде штрафа в аэропорту.

Процедура выглядит следующим образом: иностранец с просроченной российской визой или без нее не может пройти таможенный контроль в аэропорту, пограничник возвращает нарушителя обратно, тот обращается в УФМС за получением транзитной визы, уплаты штрафа и только после этого возможно покинуть Россию. Поэтому все дороги ведут в ФМС.

А здесь начинается самое интересное. Активисты «Гринписа», обратившись в ФМС, снова становятся нарушителями, так как незаконно проникли на территорию России. При задержании членов судна команды «Арктик Санрайз» в территориальных водах российская береговая полиция доставила активистов в Мурманское СИЗО и не оформила никаких транзитных документов, и поэтому получается, что все активисты находятся в стране нелегально. А теХ, кто незаконно, без визы проникает на территорию Российской Федерации, ждет два пути: депортация и выдворение.

УФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области: На сегодняшний день по статье административного нарушения (по статье 18.8 1810) со стороны иностранного гражданина на территории Санкт-Петербурга, Ленинградской области, на территории Москвы и Московской области влечет обязательное назначение административного выдворения. Административное выдворение может выноситься судебным органом в виде двух направлений. Первое - это самостоятельный контролируемый выезд, второе – принудительный выезд с помещением в специальное учреждение. Самостоятельный выезд, когда есть уже билет и человек говорит о том, что готов покинуть территорию Российской Федерации "я являюсь нарушителем", "я хочу убыть". Самостоятельно это когда он в сопровождении сотрудников полиции и сотрудников службы судебных приставов покидает территорию Российской Федерации.

Абсурдность ситуации заключается в том, что, обратившись за российской визой в ФМС, активисты «Гринписа», согласно нашему законодательству, должны быть депортированы под конвоем, они не имеют права находиться в России с момента получения транзитной визы не более 10 дней.

Может быть, это и есть дипломатическое решение ситуации, о котором сегодня говорил глава президентского совета по правам человека Михаил Федоров, ведь юридического решения нет, подчеркнул он.

Другие выпуски