Голод и холод: жители крайнего Севера остались без продуктов

14/12/2017 - 00:15 (по МСК) Соня Гройсман, Анна Монгайт

Самый северный, Катангский район Иркутской области оказался в продовольственной блокаде — с октября в районных магазинах не было консервов, муки, сахара и других продуктов первой необходимости. Как только эта новость попала на ленты информагентств, местные чиновники пообещали завезти более 150 тонн продуктов до нового года. Местные жители им не верят и подозревают администрацию и предпринимателей в сговоре — якобы в ущерб жизненно необходимым мясу и молоку завозят в села то, что можно продать подороже, например, алкоголь. Соня Гройсман разбиралась, почему жители одного из самых богатых районов Иркутской области голодают.

Из года в год, когда Нижняя Тунгуска еще не замерзла, но уже покрылась коркой льда, пятая часть Иркутской области оказывается в продовольственной блокаде: в магазинах заканчиваются продукты, в аптеках — лекарства. Жители крайнего Севера — народ терпеливый, но в этом году в селе Ербогачен все-таки не выдержали и пожаловались губернатору на голод: «В магазинах нет мясных и рыбных консервов, муки, сахара, соли, круп, макарон, растительного и сливочного масла, фруктов и овощей, а также молочных изделий. Уже больше месяца мы вынуждены заказывать продукты из Иркутска и Киренска и провозить их в багаже пассажиров, летящих к нам авиатранспортом. В первую очередь страдают дети, которые лишены полноценного питания».

В администрации поспешили оправдаться перед регионом: вопрос уже решен, в село Ербогачен пришел первый Камаз с продуктами, на неделе будет еще два. У жителей — своя версия: «Дня два назад пришла первая машина в магазин и начался ажиотаж, люди как в советские времена, как говорится, начали все скупать все подряд и довольно-таки большими партиями, так как давно ничего не было, соответственно много народу и сейчас быстро раскупают все. Цены конечно заоблачные, цены бешеные, и очень много людей, буквально все стоят часами, чтобы дождаться очереди купить тот или иной продукт», — рассказала жительница района Людмила Сарминская.

Перестроечный дефицит в администрации объяснили как и всегда — погодой, — и посоветовали «немного потерпеть». Потерпеть-то в селе готовы, но в версию про трудности перевозок верят с трудом. Все-таки в районе есть компании, которые получили 17,5 миллионов субсидий на возмещение транспортных расходов, чтобы на полках всегда были хотя бы простейшие масло и сахар. Но местные уверены: за деньги субсидий предприниматели в течение года привозили не яйца и муку, а то, что можно продать подороже — алкоголь и сладости. Да и сам конкурс на субсидии непрозрачен, объясняет Александр Дятлов, депутат районной думы: «Мы как депутаты буквально начиная с начала осени писали мэру, что в некоторых населенных пунктах у жителей отсутствуют определенные товары, просили предоставить информацию, кто везет, в каких объемах везет, как завозится, то есть отчеты о выполнении субсидий. Но нам было сказано, что это все — коммерческая тайна. По слухам, субсидии получают те коммерсанты, которым транспортные услуги оказывает дочернее предприятие мэра».

В приемной мэра не ответили на звонки Дождя. Катангский район — лидер региона по доходам, здесь добывают нефть и золото. Но от голода и блокады это не спасает. Из последних новостей — авиакомпания «Ангара» прекратила продажу билетов в Иркутск на будущий год. ​

Фото: Павел Диденко / РИА Новости

Другие выпуски