«Вежливо попросили помочь»: что заставляет «Роснефть» потратить пять миллиардов на дворец

26/10/2016 - 03:18 (по МСК)

«Роснефть» хочет арендовать бывшую усадьбу Романовых под Петербургом.  Дворцово‑парковый ансамбль «Ропша» входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Именно там при загадочных обстоятельствах погиб император Петр III. Историки считают — это был госпереворот. Его якобы убили сподвижники жены Екатерины II, которая сразу же заняла престол. Здание было разрушено во время войны и сейчас, как говорит министр культуры Владимир Мединский, «находится в плачевном состоянии». Компания Игоря Сечина претендует на почти столетнюю аренду, но при этом обещает дворец отремонтировать и использовать для нужд Роснефти, а также пускать внутрь туристов.

Сегодня посмотреть на Ропшинский дворец довольно проблематично — во-первых, территорию обнесли высоким забором, во-вторых, то, что видно очень сложно назвать дворцом и усадьбой, в привычном представлении.

То, как дворец выглядит сегодня, специалисты называют это термином «руинирован», то есть в руинах. Как он дошел до такого состояния точно неизвестно, местный краевед рассказывает, что часть дворца просто разобрали на металлолом.

Денис Алексеев, активист, создатель группы ВКонтакте «Ропшинский ансамбль. 300 лет»:

Металлоломщики отсюда вывезли все. Буквально пять лет назад здесь была кованая лестница тех времен, а сейчас ее уже нет. 

Сегодня «Ведомостям стало известно, что глава «Роснефти Игорь Сечин и министр культуры Владимир Мединский написали письмо президенту с предложением передать эту усадьбу в долгосрочную аренду нефтяной компании.

Михаил Леонтьев, официальный представитель «Роснефти»:

Непонятно какой функционал, какие масштабы, что еще… Вопрос обсуждается, какие деньги планируют… Мы не планируем тратить деньги на дворцы, честное слово. Если вы считаете, что нам необходим дворец, мы просто бьемся из последних сил, чтобы получить очередное обременение, это некоторое преувеличение. Это наш вклад, действительно вклад. То, что называется благотворительность. Вежливо попросили помочь.

Эксперты издания отмечают, что сейчас «Роснефть» для представительских мероприятий арендует в Санкт-Петербурге часть дворца великого князя Михаила Романова неподалеку от Эрмитажа. «Ведомости» пишут, что после завершения ремонта компания скорее всего начнет проводить мероприятия в Ропше.

Дворец для «Роснефти»: как выглядит бывшая резиденция Романовых, которую компания попросила у Путина

История дворца начинается с Петра I, в 1714 году он дарит усадьбу сподвижнику Федору Ромодановскому. Этот человек может считаться представителем одной из первых в России спецслужб — при Петре в юрисдикции Ромодановского были дела о госизменах.

О наличии в Ропше пыточных камер свидетельствовал Николай Карамзин, вот что написал историк после посещения дворца: «Я видел глубокие ямы, где сидели несчастные; видел железные решетки в маленьких окнах, сквозь которые едва проходил воздух и свет».

Следующий владелец Михаил Головин  — директор монетного двора — после дворцового переворота, совершенного Елизаветой Петровной оказался в страшной опале. Чудом, избежав смертной казни, его отправили в ссылку в Сибирь. Имение конфисковали в пользу государственной казны.

После того, как дворец облагородил Франческо Растрелли, в 1762 году сюда привезут Петра III. Он умрет во дворце, по официальной версии от геморроидальных колик, по другой – от удушья.

Историки пишут, что Петра III убил Алексей Орлов, любовник его жены Екатерины II, которая после его смерти взойдет на престол. Последним владельцем дворца был Николай II, император приезжал сюда отдыхать, охотиться и рыбачить.

Кто именно попросил «Роснефть» помочь с реставрацией, и почему компания выбрала именно это дворец, компания не уточняет. Стоимость восстановления культурного памятника, по оценкам руководства Петергофа, более 5 миллиардов рублей.

Минкультуры и представители государственного музея-заводедника «Петергоф» пока только подтверждают факт переговоров, не раскрывая деталей.

Валерия Карпович, заведующая отделом по связям с общественностью ГМЗ «ПЕТЕРГОФ»:

Мы так же в ожидании как и все, что решит министерство культуры и «Роснефть», поэтому мы не даем никаких комментариев.

Местный краевед Денис Алексеев говорит, что усадьба в таком плачевном состоянии, что самое главное сейчас — это найти желающих вернуть ее к жизни.

Другие выпуски