«Все решено, не дергайся»: зачем Собянин покупает души Instagram-звезд

01/06/2018 - 23:43 (по МСК) Олег Кашин

В новой колонке Олег Кашин рассуждает о стартовавшей мэрской кампании Сергея Собянина и постах Instagram-звезд, восхваляющих дейтсвующего главу города. Дело тут вовсе не в рекламе, считает автор. 

Такая тоже вечная тема — задушевная политическая агитация в социальных сетях, когда самые аполитичные люди вдруг вспоминают о своем гражданском чувстве и спешат его выразить, но почему-то это чувство оказывается, во-первых, шаблонным — все говорят и пишут одинаковые вещи, — и во-вторых — карикатурно верноподданническим, особенно если оно упаковано в форму живого человеческого разговора. Я сам не знаю, как это работает, но чтобы сымитировать живую эмоцию, нужен как минимум актерский или литературный талант, причем большой, и когда человек что-то пишет или говорит, потому что его об этом попросили — это всегда очень бросается в глаза.

И очень сомнительной, конечно, выглядит рекламная польза, рекламный эффект от такой агитации. Сейчас звезды прежде всего в инстаграме шаблонно восхищаются Сергеем Собяниным, и я пытаюсь представить себе поклонника, ну допустим, Егора Крида, который прочитает пост своего кумира о том, что при Собянине Москва похорошела, и подумает — да, убедил, пойду голосовать. И я давно подозреваю, что такие вещи делаются не для этого прямого эффекта, а для чего-то другого. То есть помимо очевидного освоения денег, политический эффект здесь, мне кажется, такой, что каждый раз, устраивая кампанию в свою поддержку, власть не столько рассчитывает на то, что агитирующие звезды привлекут своих поклонников, а на такой деморализующий эффект, основанный прежде всего на демонстрации возможностей. Мол, если мы даже самых далеких от политики людей можем заставить агитировать, то простому гражданину и сопротивляться уже не имеет смысла — все решено, не дергайся. Я не иронизирую, мне действительно кажется, что работает это именно так.

И, видимо, прошли времена, когда агитирующих звезд стоило ругать за такие вещи или разочаровываться в них. Просто вот стоит понимать, что если ты молодой певец или актер, и ты стремишься к успеху, имей в виду, что частью твоего успеха будет вот такая продажа души, или не продажа, потому что нет возможности отказаться, но так или иначе — если ты станешь знаменит и успешен, то ты будешь вынужден агитировать за Собянина, поэтому подумай сто раз, нужно ли тебе это, или лучше так и репетировать в гараже, оставаясь самим собой. Цой ведь работал кочегаром, и ему не нужно было петь на комсомольских съездах, слава Богу.

Об очередной волне агитации звезд за Собянина — моя колонка для Republic.

Instagram с политическими хэштегами — явление относительно новое. Почему-то именно легкомысленный фотоблог, в котором нет места пространным рассуждениям и яростным дискуссиям, с некоторых пор стал любимой точкой приложения предвыборных усилий работающих на власть политтехнологов.

Instagram — это еще и главное место, где живет шоу-бизнес, очевидно, потому, что его устройство и внешний вид ближе всего к стандарту бумажного глянцевого журнала, когда главное картинка, а подпись к ней то ли на правах рекламы, то ли просто коряво написана.

Предвыборная агитационная барщина в «инстаграме» даже не очень раздражает — эта соцсеть и в мирное время полна бесхитростных заказных постов, одинаково устроенных и у суперзвезды, и у школьницы — фотография, а под ней две строчки деланного восторга и хэштег. То, что бушевало когда-то в телевизоре, на площадях и на стадионах, оседает теперь среди всей прочей инстаграм-джинсы, и Собянин (который, как всем ясно, и так без проблем переизберется осенью) теряется где-то между очередной органической косметикой и футболками с модными принтами. Едва ли кто-то всерьез рассчитывает на то, что фанаты Иосифа Пригожина, если они вообще существуют, узнав из «инстаграма», что он за Собянина, проследуют за своим кумиром на избирательные участки; сомнительна и коррупционная интрига, потому что способов осваивать гораздо более серьезные деньги и вне «инстаграма» существует огромное множество. Нет, это что-то уже совсем дежурное, бессмысленное и бесполезное, как комсомольская работа в эпоху позднесоветского упадка — есть у людей традиция, и они ее хранят, просто так, по привычке.

Другие выпуски