«Стрельбу не могли начать без приказа Януковича». Экс-глава МВД Украины Юрий Луценко о расследовании стрельбы на Майдане

03/04/2014 - 23:10 (по МСК) Анна Монгайт, Павел Лобков

ФСБ официально опровергла информацию главы СБУ Валентина Наливайченко о российских инструкторах, которые по словам чиновника помогали организовывать февральские беспорядки на улице Грушевского. «Пусть  эти  заявления останутся на  совести Наливайченко», — заявили «Интерфаксу» на Лубянке. 

Но вот возможно, асимметричный ответ: телеканал НТВ со ссылкой на свои источники сообщил о задержании в России 25 украинцев по подозрению в  подготовке диверсий на территории  России. Как сообщает телеканал, они уже сознались в  получении  инструкций от представителей  Службы безопасности Украины.

Анна Монгайт и Павел Лобков поговорили с бывшим главой МВД Украины Юрием Луценко о том, что стоит за сенсационными разоблачениями ,сделанными Арсеном Аваковым и Валентином Наливайченко, и где сейчас те, кто, по этим данным, организовывал стрельбу на Грушевского.

Монгайт: Скажите, пожалуйста, доверяете ли вы этому расследованию? Как оно было сделано?

Луценко: Во-первых, я не могу подтвердить вашу версию о сенсационном расследовании. Как человек, который сам стоял на Майдане во время обстрела снайперов могу сказать, что все, сотня и тысяча людей, которые там были, знали, не сомневались, что это были работники украинских правоохранительных органов МВД и СБУ. Сегодня это стало фактом. Проведенные экспертизы подтвердили то, что мы видели своими глазами. Погибшие, более ста человек, ловили своими телами.

Лобков: А когда вы были министром, существовала «Черная рота Беркута», какой-то спецназ внутри спецназа, о котором многие россияне услышали вообще в первый раз сегодня?

Луценко: Нет, специальное подразделение милиции существует в нескольких секторах. В патрульной службе называется «Беркут», и у него действительно есть снайперы. Спецназ УБОПа – это «Сокол», и у него есть снайперские подразделения. И спецназ внутренних войск называется «Омега», и у него есть лучшие, подчеркиваю, единственные настоящие снайперы. Также существуют снайперы  и в СБУ, в подразделении «Альфа». По нашим данным, все эти подразделения выполняли преступный приказ и стреляли по невооруженным людям. Именно от их рук пали более ста человек и более тысячи примерно раненых. Я не допущен к тайнам следствия, но могу вам сказать, что «Беркут» настолько чувствовал свою безнаказанность, к которой он привык за последние годы, он настолько чувствовал вседозволенность, когда стрелял в людей, за это получал доллары наличными каждый день от своих командиров, что они все эти автоматы, почти все, принесли в свое подразделение, и они сейчас находятся в руках следствия. Экспериментально устанавливается на экспертизах, из какого автомата сколько людей было убито. Могу сказать, что из одного автомата было убито семь человек. Это результаты экспертизы. То же самое будет касаться и других подразделений. Поэтому разговор идет не о мифах, не о теориях, а об экспертизе установленных фактов. К сожалению, они для нас очень тяжелы: украинцев убивали украинцы.

Монгайт: Вы обвиняете Януковича в том, что он каким-то образом отдавал приказ и посылал на убийства снайперов «Беркута»?

Лобков: И найден ли этот приказ в письменном виде?

Монгайт: Был ли он в письменном виде?

Луценко: Наверное, это должно установить следствие. Как экс-министр я не сомневаюсь в том, что воля исходила от президента Януковича. Скажу почему. За день до начала кровавых событий я и другой народный депутат Порошенко были на приеме у руководителя СБУ Украины. Буквально в нашем присутствии он сообщил, что несколько минут назад он подписал приказ об антитеррористической операции, и сделал это по прямому поручению президента. Он нам это сказал просто в глаза: «Я только что разговаривал с президентом, получил от него соответствующее решение  и подписал, и ввел в действие». Мы там были совсем по другому вопросу – по вопросу сохранения порядка в западной Украине, где народ восставал против спецслужб. Мы предлагали помощь, чтобы это восстание не переросло в погромы. Но когда мы услышали о том, что на всей территории страны вводится по приказу Януковича особый режим, мы поняли, что начался новый этап.

Лобков: Еще один вопрос касается сегодняшнего высказывания Валентина Наливайченко. Он в деталях изложил, как российские инструкторы, по его мнению, действовали  в два самых острых периода – в декабре и феврале. По его данным, в 20-е числа декабря на полигоне СБУ 26 сотрудников ФСБ Российской Федерации были задействованы в неких учениях. И в середине января 2014 года шесть сотрудников ФСБ. Откуда такие данные?

Луценко: К сожалению, я не владею такой информацией, я не могу ее ни подтвердить, ни опровергнуть. Насколько я понимаю, это эксклюзивная информация следствия, которое ведет СБУ.

Лобков: Так или иначе, разговоры о российских инструкторах ходили все время Майдана.

Луценко: Да, нам постоянно говорили о мифических русских спецподразделениях «Витязь», о разных других страшилках. Я, например, знал крепко одно: да, это правда, что из Российской Федерации поступили (и это не секрет) гильзы и остатки гранат российского производства, они до сих пор лежат на улице Грушевского. Но на вопрос о присутствии российских военнослужащих, я всегда отвечал, что не видел ни одного. И, к сожалению, украинская история свидетельствует, что кроме своих жестоко не работал никто другой. Следствие может установить другие факты, но лично я россиян на улицах не видел.            

Фото: РИА Новости/Григорий Василенко

Другие выпуски