«Масштабный троллинг гарантирован»: депутат Сергей Шаргунов о законе, запрещающем оскорблять власть

13/03/2019 - 21:07 (по МСК) Павел Лобков

В Совете Федерации ожидаемо одобрили оба законопроекта сенатора Андрея Клишаса: о запрете фейковых новостей и о наказании за неуважение к власти. После их подписания президентом в России без суда по инициативе генпрокурора можно будут моментально блокировать сайты с «недостоверной общественно значимой информацией». Против законопроектов в итоге выступили лишь трое сенаторов. Обсудили результаты крайне продуктивного дня в работе Совета Федерации с депутатом Сергеем Шаргуновым, одним из первых выступившим против этих законопроектов.

Сергей, здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как вы отнеслись к тому, что, несмотря на все эти просьбы, слушания, они были довольно публичными, все-таки Совет Федерации пропустил через свое это законодательное тело эти законопроекты и теперь осталось только президенту их подписать?

Я бы с большим удивлением отнесся к той ситуации, если бы Совет Федерации отказался голосовать за этот закон. Так что ситуация, увы, предсказуемая. Другое дело, что сам закон ― признак не силы, а слабости, потому что и так достаточно много репрессивных законов и их умножение превращает всю ситуацию скорее в анекдотическую.

И такие расплывчатые формулировки, путаные и в том числе стилистически небрежные, которые содержатся в этих двух репрессивных законах, дают огромное пространство для троллинга, потому что всяческая сатира может быть объявлена теми самыми фейк-ньюс точно так же и неуважением к чиновникам, начальству, государству. Но в каком-то смысле и публикация известных стихотворений от Александра Пушкина до Осипа Мандельштама тоже может быть расценена как весьма непочтительное проявление отношения к начальствующим.

За свои «пальцы кремлевского горца» Мандельштам, как мы знаем, все-таки расплатился.

Цитирование, так сказать, этих стихов, да, и литературоведческие аллюзии ― это тоже может быть кем угодно воспринято как угодно. Но самое интересное, что касается недостоверной информации, то я думаю, что начнется как раз со стороны несогласных с этими законами охота, такая уже усиленная и активизированная охота за недостоверностями, предложенными со стороны официозных медиа. И будут звучать эти вопросы: «А что же вы этих не блокируете?».

Другие выпуски