Отдам метро в хорошие руки. Собянин приватизирует подземку

Здесь и сейчас
20 мая 2013
Поддержать программу
Поделиться

Комментарии

Скрыть
Подземная приватизация. Московское метро отдают в частные руки. А первопроходцем станет депо Новогиреево, которое хотят пустить с молотка уже в этом году. 

О планах московских властей рассказал глава департамента транспорта Миксим Ликсутов. Частные владельцы депо не будут определять цену на билеты метро, а лишь займутся обслуживанием поездов. В управление частной компании предполагается отдать электродепо.

«Новогиреево». Оно обслуживает поезда калининской линии, на схеме метро она желтого цвета. Речь не идет о полной приватизации. По словам Ликсутова. Депо останется в собственности города, но будет в оперативном управлении частной компании.

По сути, бизнесу предлагается заняться обслуживанием поездов, вместо городских служб. В ближайшее время будет проведен конкурс на сервисную модель такого обслуживания. Победитель получит право работать в «Новогиреево» следующие 15 лет. При этом будет определена фиксированная ставка этого обслуживания. По словам Ликсутова, отдав сервис в частные руки, город надеется на нем сэкономить. Идея мэрии находится в русле мировых тенденций, говорит директор института экономики транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин.

Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства: Это нормальная международная практика, я не берусь сказать, что эксперимент 100% будет успешным, но то, что надо такого сорта вещи привнести и попробовать, я полностью согласен. Если получится, то отлично, ну, не получится - ничего страшного. Это ообщеевропейская практика. Город задает форматы. Вот есть сеть, которая обслуживается трамваями, электричками, автобусами. Город задает правила игры - какие будут у них взаимоотношения в треугольнике "пассажир - городской бюджет - перевозчик". После чего все, что угодно - и перевозочную деятельность, и ремонтную, и какую угодно - можно на здоровье приватизировать. 

Подобные схемы управления применяются например в Лондоне. Там сеть метрополитена находится в собственности города, но управляют им частники. Отдельным компаниям отданы практически все элементы работы подземки. Одна компания обслуживает поезда, другая — рельсы, третья продает билеты и так далее. В целом она зарекомендовала себя с хорошей стороны. Вопрос в том, насколько интересен будет этот вид бизнеса для частных инвесторов. Рынок жестко ограничен. В Москве сегодня 15 электродепо, в общей сложности более 4,5 тысяч вагонов. Только в 2011 году больше половины из них ремонтировалось. При этом 120 вагонов было отремонтировано капитально. Стоимость такой работы от 1 млн рублей за вагон. Получается объем рынка только капремонта составляет не менее $40 млн. в год. Это не гигантские деньги, но достаточные, чтобы привлечь крупные компании. При этом следует учесть, что у правительства Москвы совершенно колоссальные планы по развитию метро, а значит рынок будет расти. Конечно, это не добыча нефти, и гигантскую маржу здесь получить не удастся. Частников может привлечь стабильность заработка.

Михаил Пак, аналитик компании АТОН: Бизнес может гарантировать стабильный, при небольшой марже, поток заказов по обслуживанию этих поездов. В принципе, это предоставит некий такой прозрачность их будущих потоков на протяжении этого периода, когда у них будет заключен контракт. Если даже на 15 лет, даже если при небольшой марже, будут уверенно себя чувствовать, обслуживая эти поезда.

Это не первая попытка отдать городской транспорт частникам. На прошлой неделе «Мосгортранс» отдал частникам один из автобусных маршрутов, номер 22 на севере Москвы. Если эксперимент признают удачным, то подобную практику начнут активно внедрять. В итоге, в конце пути, в Москве может быть создан новый конкурентный рынок, что, конечно, можно только приветствовать. 

Уже подписчик?
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.