Не вернувшиеся в метро: суды стали реже восстанавливать на работе уволенных сторонников Навального

04/11/2021 - 15:36 (по МСК)

После массовых увольнений сотрудников московского метрополитена, оказавшихся в базе сторонников Навального, более 40 человек обратились в суды. Некоторым повезло — около 10 человек восстановили на работе еще летом. Но с середины августа ситуация начала меняться — пошли первые отказы. С тех пор сотрудники метрополитена выиграли всего несколько судов, а более 10 проиграли. 

«У меня, честно говоря, узкая специфика — машинист-инструктор московского метро не может работать примерно нигде», — говорит Сергей Александров. В конце октября, после полугодового разбирательства, суд отказал ему в восстановлении на работе. «На всех первых заседаниях судья была в нормальном расположении духа, а на последнее пришла чернее тучи — смотрела в стол пустым взглядом и ничего не говорила. Длилось все недолго — минут 40, из которых минут 20 она зачитывала решение», — рассказывает Сергей.

Сергея уволили в мае 2021 года. Он был в базе зарегистрированных на сайте «Свободу Навальному» и попал под сокращение вместе с другими сотрудниками столичной подземки, чьи данные анонимные хакеры смогли добавить к этой базе. «С мая я немного подрабатывал, но не на самых престижных работах — таксистом, курьером. У меня двое детей, жена только вышла из декрета», — говорит Сергей, прослуживший в электродепо «Владыкино» восемь лет.

Сергей Александров. Фото: из личного архива

За что увольняли людей

Массовые увольнения в метро начались в середине мая — после того, как в интернет попала база тех, кто регистрировался на сайте «Свободу Навальному». Вместе с Сергеем, который также оказался в этой базе, уволили более 60 человек. По словам* председателя профкома Николая Гостева, к августу профсоюзу было известно о 64 случаях увольнений. По подсчетам его заместителя Василия Шелякова, который представляет уволенных в процессах, до судов дошли 46 человек. 

Схема увольнений в большинстве случаев была одинаковой — на сотрудника составляли акт о прогуле, которого не было, или о нарушении на работе. Затем начальство предлагало выбор — увольнение по статье 81 ТК (по ней увольняют в том числе за нарушения и прогулы) или по соглашению сторон. В последнем случае работник получает несколько окладов, но оспорить такое увольнение в суде сложнее. 

Многие уволенные обратились в профсоюз работников метрополитена и решили судиться. Иски подавали по месту жительства сотрудников, чтобы не идти в Мещанский суд (по адресу ответчика), где, как говорит Шеляков, метро «выигрывает 100% трудовых споров».

Первых успехов уволенные сотрудники добились в июле, когда суд восстановил на работе бухгалтера Максима Кириленко, а затем машиниста Владимира Шляпкина. К августу были восстановлены уже десять сотрудников. Восстановленным выплачивали зарплату за время вынужденного прогула и небольшую компенсацию морального вреда — сами они говорили о суммах от 5 до 15 тысяч рублей. Тогда же, в августе, появились и первые проигранные суды. 

12 проигранных судов

Как рассказывает Шеляков, с августа прокуроры, до того встававшие в основном на сторону уволенных, начали запрашивать перерывы в суде, «чтобы посоветоваться». «Он встает и говорит, что ему надо позвонить начальству», — рассказывает Шеляков. После этих консультаций прокуроры, по его словам, меняли свое мнение и говорили, что восстанавливать уволенных не надо. 

«Поначалу прокурор была за нас и судья тоже. Они меня как будто с пристрастием допрашивали, но потом когда они стали допрашивать [свидетеля] со стороны метро с таким же пристрастием, я успокоился», — рассказывает Елисей Залкин, работавший машинистом в депо «Владыкино», как и Сергей Александров.

Его процесс, как и процесс Александрова, проходил в Тимирязевском суде, и он был уверен в победе. По словам Залкина, доказательная база у него была «железобетонная»: Елисея уволили за прогул в день, на который у него был оформлен больничный лист. Кроме того, у него было двое свидетелей, согласившихся выступить в суде. 

«Когда нас увольняли, мы отфотографировали вообще все журналы и все, до чего смогли дотянуться, потому что понимали, что нам влепят левый прогул. За тот день, когда меня увольняли, в журналах были подписи [свидетельствующие, что он был на работе] и было время указано», — рассказывает Елисей. В ходе процесса суд изучал все документы, запрашивал дополнительные и вызывал свидетелей со стороны метрополитена, которые, впрочем, так ни разу и не пришли. 

Очередное заседание было назначено на 17 сентября — прямо перед выборами в Госдуму — но его неожиданно перенесли. Такой же перенос произошел и в деле Сергея Александрова. По словам Елисея, тогда он впервые заподозрил, что что-то идет не так. На заседание 22 октября судья, по словам Елисея, пришла «темнее тучи», хотя раньше была настроена «бодро». По итогам заседания ему отказали в восстановлении на работе.

Елисей Залкин. Фото: из личного архива

И Залкин, и еще несколько его коллег, которым отказали в судах, говорят, что в случае победы были готовы вернуться. Кто-то проработал в метро не один десяток лет и был всем доволен, кому-то просто оказалось некуда пойти: московское метро — монополист, ни на каком другом транспорте, например, машинист-инструктор применить свои навыки не может. 

В числе судов, также отказавших уволенным сотрудникам в восстановлении, оказались Подольский, Реутовский, Раменский, Гагаринский и Останкинский. К началу ноября суды отказались восстановить на работе 12 бывших сотрудников метро. Вернуться смогли 19 человек. Еще 12 дел до сих пор рассматриваются судами. 

Что ждет вернувшихся сотрудников

Одной из тех, кто вернулся на работу, стала Ирина Волкова, работавшая электромехаником в электродепо «Руднево». Ее тоже уволили в мае, но по соглашению сторон. Заседания начались в августе в Перовском суде — и Ирина с самого начала не сомневалась в успехе. «Я была уверена, что выиграю, и если честно, очень хотела победы. Даже не столько вернуться, сколько именно победы, потому что это было несправедливо», — говорит она.

29 октября суд восстановил Ирину на работе, и она вернулась на свою должность. Пока шли суды, руководитель депо, который увольнял ее, сам ушел с работы, а ее непосредственный начальник перевелся в другой отдел — и Ирина фактически начала с чистого листа. 

Но так везет не всем. Машинисту электродепо «Солнцево» Александру Иванову, который был уволен из-за сфабрикованного прогула, пришлось столкнуться с чем-то вроде психологического давления. Ему удалось восстановиться на работе 28 октября. «На следующий день я приехал в депо, позвонил с проходной в отдел кадров. Меня встретили, поздравили с возвращением, [среди встречавших] был один человек, который принимал участие в моем увольнении. Но я думаю, что это все фальшивые слова — они глаза прячут, понимают, что нехорошо поступили», — рассказывает Александр. Впрочем, большинство коллег действительно были ему рады, уверен Александр. От них он слышал, что руководство просило сотрудников, «особенно молодых», с вернувшимися не общаться.

Менять свои убеждения Александр не собирается. «Я для себя определил, что у меня какая была позиция, такая и останется. Если у кого-то была мысль меня так проучить, то это не получилось», — заключает он.

*В тексте упоминается материал «ОВД-Инфо», включенного Минюстом в реестр НКО, выполняющих функции «иноагента»

Фото на превью: Yuri Kochetkov / EPA / TASS