«Нужно политическое решение, а не Мосгорсуда»: заблокируют ли «Яндекс» по просьбе «Газпром-медиа»

28/08/2018 - 21:53 (по МСК) Анна Монгайт

28 августа заместитель главы Роскомнадзора Вадим Субботин пригрозил заблокировать «Яндекс» — компании дали трое суток, чтобы удалить ссылки на пиратский контент. Если не удалят, то вечером 30 августа начнется блокировка поисковика. Также 28 августа же стало известно о новых правилах мессенджера Telegram, которые позволят компании передавать властям данные о подозреваемых в терроризме. Обе новости мы обсудили с ведущим юристом общественной организации «Роскомсвобода» Саркисом Дарбиняном.

После того, как владельца компании Павла Дурова обвинили в том, что он сдался на милость ФСБ, Дуров ответил, что новые правила не распространяются на Россию. По его словам, в России Telegram «находится вне закона», поэтому компания не будет рассматривать «какие либо обращения от российских служб», а ее «политика конфиденциальности не касается ситуации в России».

Саркис, разъясните мне сначала ситуацию про Яндекс. Что собираются убрать с «Яндекса»? И действительно ли его могут заблокировать, весь вот это гигантский «Яндекс», послезавтра?

Ну, конечно, в блокировку «Яндекса» тяжело поверить. Понятно, что для принятия решения об ограничении доступа к крупнейшему, как уже принято считать, отечественному поисковику, нужно политическое решение, а никак не решение Мосгорсуда. Поэтому скорее всего сейчас эти пресловутые несколько ссылок будут удалены, но надо понимать, что крупнейшие правообладатели уже давно пытаются заставить крупные социальные сети, поисковики и платформы, платить им, соответственно, за тот контент, который пользователи и владельцы сайтов сами там размещают. И судя по всему, все идет к тому, что «Яндексу» придется нелегко, потому что после обеспечительных мер будет исковое заявление, потом будет второе исковое заявление о постоянной блокировке, и здесь придется заключать какую-то сделку, по которой «Яндексу» придется платить на регулярной основе за тот контент, который вообще на их платформе пользователи размещают. И эта сделка, наверное, пахнет десятками, а то и сотнями миллионов долларов.

Саркис, объясните мне, пожалуйста, технически. Я понимаю, что речь идет про «Яндекс.Видео», на котором существует, естественно, пиратский контент, видеоконтент, к которому имеют претензии, в том числе, телевизионные и кинопроизводители из «Газпром-медиа», правильно?

По сути, да. Но конечно, производители немножко путают вообще понятия, потому что «Яндекс» не производит эти видео, он не имеет своих плееров, и он показывает плееры сторонних ресурсов, где этот контент содержится, поэтому он не отвечает за этот контент.

А как физически тогда, что имеют в виду эти государственные организации, в том числе Роскомнадзор, как физически можно очистить этот пиратский контент с «Яндекс.Видео»?

По сути, я думаю, что речь идет о том, чтобы полностью блокировать сторонние плееры, которые распространяют пиратский контент, то есть не допускать, вернее, выключить поисковые роботы, чтобы они не индексировали эти сайты и не отображались в поисковой выдаче «Яндекс.Видео».

И у меня один вопрос про Telegram. Что же такое, вот только недавно мы запускали эти белые самолетики в поддержку Telegram, и вот пишут, что уже он собирается сдавать информацию о террористах спецслужбам. Это какое-то оскорбление наших надежд?

Ни в коем случае. То, что сегодня заявил Telegram, ничего в этом такого нет. И надо сказать, что все крупные IT-компании так или иначе предоставляют информацию по требованию правоохранительных органов. В данном случае Telegram говорит о том, что они, как социально-ответственная компания, готовы раскрывать данные действительно опасных преступников, в рамках законных, обоснованных судебных решений. И естественно, это никак не касается позиции Telegram в России, в том числе по «пакету Яровой», по которому он был заблокирован, потому что не захотел сотрудничать и предоставлять информацию большего масштаба. Я напомню, что российские спецслужбы все-таки требовали не просто предоставления IP-адресов и телефонов, они просили предоставить доступ ко всем сообщениям пользователей, и по сути, предоставить ключи для дешифровки сообщений во всех чатах.

И этого не произойдет? Я правильно поняла, что этого не случится? То есть в России этого не случится?

Этого, я думаю, что в ближайшее время не будет, при этом я сомневаюсь, что Дуров готов продолжать диалог с российскими властями, пока не будет решен вопрос по существу доступности сервиса для россиян.

Спасибо большое.

Фото: Олег Харсеев / Коммерсантъ

Также по теме
    Другие выпуски