Через полтора года после 6 мая из страны продолжают уезжать. Хроника болотной эмиграции

21/10/2013 - 18:23 (по МСК) Тихон Дзядко, Юлия Таратута
Интерпол снова ищет антифашиста Петра Силаева, которого подозревают в нападении на администрацию города Химки летом 2010 года. Об этом сообщает пресс служба МВД. Еще тогда, три года назад, молодой человек уехал из России и получил политическое убежище в Финляндии.

Летом прошлого года он был арестован в Испании. Дело в том, что в страну он прибыл по своим финским документам, но испанские власти не верили в их подлинность и игнорировали все объяснения Силаева. Наконец, они во всем разобрались, отпустили его на свободу и не стали его экстрадировать в Россию. Суд по этому вопросу счел, что антифашист только принимал участие в демонстрации, но правонарушений не совершал. И вот теперь он снова в розыске.

Впрочем, так называемое дело о погроме Химкинской администрации не единственное, из-за которого политические активисты уезжают из России – сегодня политического убежища попросил Всеволод Чернозуб. Почему преследования боится он – узнавала Маргарита Журавлева.

Журавлева: Как член политсовета партии 5-го декабря Всеволод  Чернозуб, рассказал, что еще весной уехал в Киев, сегодня власти Литвы приняли его заявление и выдали ему временный документ, подтверждающий, что он попросил политического убежища.  По словам Чернозуба, просить убежища на Украине бессмысленно, он уехал туда, потому что у него не было загранпаспорта, как и у многих других активистов, которые уехали туда из России, но он сделал его по всем правилам, находясь на Украине, затем получил визу в Литву. По словам Чернозуба, который в частности организовывал первый большой митинг в Москве 5 декабря 2011 года, стал думать об отъезде, когда арестовали активиста движения «Русский Гражданский Союз» Илью Гущина, это было в феврале этого года. На Болотной он был рядом с ним, но каких то конкретных сведений о том, что его тоже могут обвинить в участии в массовых беспорядках, он не получал. Основанием для получения убежища, активист называет, во-первых, не закрытое уголовное дело по событиям на Болотной, а во вторых, то, что он занимался в России политической деятельностью, об этом, как бы это ни звучало абсурдно, у него есть соответствующие поручительства от других политических активистов. На претензии, что, мол, такие как он уезжают в Европу, чтобы просто устроить свою жизнь, Чернозуб отвечает, что жизнь политэмигранта это не отпуск, убежище получить непросто. Он подчеркивает, что уезжая, ушел со всех руководящих постов в движении Солидарность, остался членом политсовета партии 5 декабря.

Всеволод Чернозуб, член политсовета Партии 5 декабря: Людям, которые остались, им виднее что делать, виднее, как себя вести. Пытаться изображать из себя какого-то Ленина, который плетет революционный заговор, я не собираюсь. Более того, это довольно сложно, потому что политика – это очень часто нюансы, ежедневные разговоры, ежедневные встречи, ежедневные мысли по поводу происходящего. Оптимальный вариант для меня и для всей остальной эмиграции, сейчас обращаюсь не только к политической, но и просто к мигрантам, живущим в Европе, в США, но и  мне кажется, основной момент – это рассказ о том, что происходит в России, и конкретные требования, допустим, введения «закона Магнитского» в Европе, например. То есть мы должны требовать конкретных наказаний для нарушителей прав человека в России, для тех людей, которые заставили нас Россию покинуть. 

Журавлева: По разным данным, за полтора года из-за событий на Болотной площади 6-го мая из России уехали до нескольких десятков людей, не все это афишируют, некоторые ждут получения убежища, чтобы чувствовать себя в безопасности.

Еще летом прошлого года в Киев уехали журналист Дженни Курпен и ее муж активист движения Другая Россия Алексей Девяткин. Сейчас они получили политическое убежище в Финлядии. Тогда уже уехал ЛГБТ активист Алексей Киселев, он получил убежище в Испании. Член политсовета партии РПР Парнас Павел Елизаров уехал сначала в Киев, потом в Африку, сейчас живет в Мозамбике. Тогда же в Голландию уехал активист. Другой России Александр Долматов, в убежище ему было отказано, в январе этого года он покончил с собой.

Осенью вышел фильм Анатомия протеста 2, рассказывающий о якобы иностранном финансировании российской оппозиции и ее, прямо таки, революционных планах. Его герой активист Левого фронта Леонид Развозжаев уехал в Киев, попросил там убежища, но как он сам утверждает, там его похитили и привезли в Москву. Следователи же уверяют, что он пришел к ним сам с явкой с повинной, сейчас он находится в СИЗО. Осенью прошлого года в федеральный розыск объявили активистку Солидарности Анастасию Рыбаченко, она уехала еще летом. Сейчас она живет в Эстонии, по нашим данным, политического убежища не просила.

Осенью 12-го года об отъезде сообщил активист того же движения Михаил Маглов. Он пока что ждет, что ему ответит Украина. Зимой после давления со стороны правоохранительных органов опять же на Украину уехал Филипп Гальцов, настоящая фамилия Долбунов. Сейчас он живет в Швеции, где получил убежище. Весной этого года уехал Всеволод Чернозуб, который сегодня объявил, что выбрал Литву. Летом об отъезде сообщил активист Левого фронта Алексей Сахнин, он теперь живет в Швеции.

Другие выпуски