«Поле чудес» на выборах: как подталкивают к участию в электронном голосовании в сентябре и кто за это заплатит

12/08/2021 - 21:00 (по МСК) Валерия Ратникова

Московская торгово‑промышленная палата запустила акцию «Миллион призов» для участников электронного голосования в сентябре. Такой же розыгрыш проводили в прошлом году, во время плебисцита по поправкам к Конституции. Но тогда призы были гораздо скромнее — купоны до четырех тысяч рублей, их можно было потратить, например, в продуктовых магазинах и ресторанах. Сейчас ставки выше — можно выиграть 10 и даже 100 тысяч призовых баллов, то есть рублей, чтобы опять же потратить у партнеров акции. О подробностях рассказала Валерия Ратникова.

Главный вопрос — кто все‑таки организатор акции «Миллион призов» в этому году и откуда на нее выделяются деньги? Публично роль организатора берет на себя Московская торгово‑промышленная палата, негосударственная структура. Но еще в середине июня «Коммерсант» писал, что власти Москвы планируют повторить прошлогодний успех и снова разыграть призы на выборах. То есть, по логике, проводить новую лотерею должно теперь именно правительство. 

В прошлом году, когда призы разыгрывали на голосовании по поправкам к Конституции, Алексей Немерюк — руководитель Департамента торговли и услуг города Москвы — объявил: власти столицы и бизнес передадут жителям сертификаты на покупки на 10 млрд рублей. Предприниматели обязуются дать обладателям сертификатов, ценностью от одной до четырех тысяч рублей, разные скидки и бонусы, а город выделит деньги из бюджета, чтобы компенсировать предпринимателям те самые купоны, которые у них отоварят. Получилась такая поддержка бизнеса после карантина. Инициировала все это в прошлом году, впрочем, по официальным сообщениям, тоже негосударственная торгово‑промышленная палата.

В этом году у акции будет аж 70 партнеров, некоторые из них уже объявлены на сайте «Миллиона призов». И многие перекочевали туда с прошлого года. Корреспондентка Дождя поинтересовалась у основателя сети ресторанов «Теремок» Михаила Гончарова, как все будет работать теперь. Он рассказал, что в этом году участвовать в акции тоже предложил Департамент торговли и услуг Москвы. По словам Гончарова, в 2020‑м отоваренные купоны его сети компенсировали из городского бюджета раз в месяц. Так же, он думает, это будет происходить и теперь.

Очевидный вывод — значит, в этом году все снова устраивается за счет московского правительства? Однако руководитель Департамента торговли и услуг Алексей Немерюк сказал, что организатором является торгово-промышленная палата.

Президент Московской торгово‑промышленной палаты Владимир Платонов сказал, что их структура выделила на акцию 100 тысяч рублей, остальное компенсируют сами предприниматели, партнеры розыгрыша, это как бы их социальное обязательство.

Получается противоречие — партнер акции уверен, что ему компенсируют траты на купоны из бюджета города, организаторы говорят, что это не так. 

Сооснователь сети ресторанов «Чайхона № 1» Алексей Васильчук 12 августа презентовал эту акцию на пресс-конференции в ТАССе. В ходе телефонного разговора с корреспонденткой Дождя он отметил, что бизнесу будут компенсировать проведение акции. Однако услышав информацию о вероятном отсутствии компенсации, акцию он все же назвал «хорошим делом для безопасности людей».

Выходит путаница: партнеры думали, что это мера поддержки, им все купоны компенсирует город, а получается, что нет? А ведь купоны ценные, хотя и победителей в этом году ожидается меньше. Розыгрыш будет только среди участников электронного голосования, победителей будет 250 тысяч, а не 2 миллиона, как в 2020‑м. Но зато эти счастливчики смогут получить купоны на 10, 25, 50, даже 100 тысяч рублей. Среди партнеров акции не только рестораны, продуктовые и аптеки, но еще и магазины мебели и техники. 

Но самое интересное — 100 автомобилей и 20 квартир, которые тоже будут разыгрываться. Какие будут автомобили — уже сейчас можно предположить. Ранее среди вакцинированных разыгрывали, например, Renault Logan — он стоит примерно 700 тысяч рублей, но со скидкой  можно купить и за 400. 

С квартирами сложнее. По словам президента Московской торгово‑промышленной палаты Владимира Платонова, пока есть только договоренности с партнерами о том, что квартиры в принципе будут. До выборов обещают рассказать, какие именно.

Возникает вопрос, а не является ли все это подкупом избирателей? Как говорит член совета движения наблюдателей «Голос» Станислав Андрейчук — формально не является, ведь организаторы не призывают голосовать за конкретную партию или кандидата. Но мотивация участвовать в электронном голосовании сомнительна, учитывая, сколько к нему остается вопросов. 

В этом году электронное голосование будет проводиться только в 7 регионах, но о таких розыгрышах где‑то кроме столицы не слышно. Одним словом, надо следить за этой историей — хотя бы за тем, чтобы разобраться, платят ли жители Москвы своими налогами за собственную же мотивацию участвовать в электронном голосовании, или все-таки нет.

Фото: Артем Геодакян / ТАСС

Другие выпуски