Как экипажу А321 удалось посадить самолет в поле без человеческих жертв. Объясняет заслуженный пилот России

15/08/2019 - 21:27 (по МСК) Дарья Полыгаева

15 августа самолет «Уральских авиалиний», осуществлявший рейс из Москвы в Симферополь, совершил экстренную посадку недалеко от аэропорта «Жуковский». У Airbus отказали двигатели после столкновения со стаей птиц. На борту находились более 200 человек, и все остались живы. Предположительно, такое количество птиц оказалось из-за несанкционированной свалки неподалеку от аэропорта «Жуковский». Вадим Базыкин, заслуженный пилот России, рассказал Дождю, насколько сложно посадить самолет в такой ситуации и что помогло пилотам спасти пассажиров рейса.

Дарья Полыгаева: Я правильно понимаю, что к удачной посадке сегодня в том числе привело то, что пилоты нарушили инструкцию Airbus, которая, в частности, предписывала выпустить шасси при экстренной посадке на сушу?

Вадим Базыкин, заслуженный пилот России: Существуют подобные процедуры, но есть еще и здравый смысл, и слава богу. Нет, в конце концов, процедуры уж не настолько жесткие, это как рекомендация, что при посадке на сушу необходимо садиться с выпущенными шасси. Но мы же прекрасно понимаем, что на грунт, тем более вчера там ливень шел хороший, грунт мягкий, тележка у него не такая, как у Ил-76, значит, конечно, надо без шасси садиться.

Во-первых, ребята сделали все очень грамотно, исключили пожар в электрической части, то есть они обесточили моторы, не работали бензонасосы, не подкачивали топливо из крыла, из бака в двигатель. И второе ― то, что не выпустили шасси, то есть не дали шасси продавливать крылья, да, искрогасящие всякие вот эти нюансы, моменты. Да, на грунт, более такая жесткая посадка, конечно, чем на колеса, но ничего, все закончилось хорошо.

Вообще я вам скажу, что я удивляюсь ребятам. Понимаете, тут самое основное ― это выдержка. Очень крепкие нервы у пацанов ― это раз. Во-вторых, нас как учили? Что такое мастерство, да? Это когда вслед за волнением приходит вдохновение. То есть надо не просто успокоиться, а надо тебе, чтобы ты еще в эту ситуацию влюбился, тем более мгновенно. Похоже, ребята просто пели, когда садили этот самолет.

Конечно, это было жестко, да, конечно, это было на каком-то нервяке, но ребята все это убрали до вечера, все эти нервы. У меня были подобные посадки, у летчика обычно сердце болит уже поздно ночью, вечером, когда один на один остаешься. Вот тогда да, тогда надо бояться, надо аккуратно ребятам сейчас снимать стресс.

А вот в самом процессе полета это самый сложный участок полета, это взлет. Дефицит тяги, да, то есть у вас больше мощности нет даже на работающих двигателях, потому что вы взлетаете на взлетном режиме, у вас малая скорость, у вас малая высота. Для самолета малая высота и малая скорость ― это катастрофа, и поэтому здесь нельзя зевать ни одной, ни двух секунд. Вот я вам рассказываю это уже в районе одной минуты, а у ребят было 20 с лишним секунд, не более того. И за 20 с лишним секунд надо принять решение. До этого вы говорили, что этот фильм заканчивается счастливым концом. Я бы сказал, что эта добрая сказка заканчивается счастливым концом.

И то, что парень обучился сначала в Бугуруслане, это филиал Университета гражданской авиации, а потом еще и поступил в университет, говорит о том, что научить за короткий срок, за полгода, за год, можно и медведя, и обезьянку, а вот научить ответственности и научить грамотно принимать решения можно только годами. Летчик учится годами, и чем дольше летчик работает, 25 лет работают ребята, 20, 30 лет, да, они каждый год все равно садятся на учебу, каждый год они сдают очень серьезные экзамены. И это правильно, так и должно быть.

Вадим, скажите, а такие ситуации как часто отрабатываются, ситуации неработающих двигателей в результате того или иного ЧП?

Вы знаете, мы говорим о любом отказе, о любом происшествии, да, сидя в кабинетах, в учебных классах или за столом, но мы же не понимаем, как мы себя поведем. Дело в том, что любой полет ― это 50% физики, то, что мы не можем изменить, это зима-лето, утро-ночь, и 50% психологии, то, что мы можем изменить.

Если у вас крепкие нервы, если вы пришли в эту профессию по любви, а не по деньгам, то у вас все получится. У вас получится успокоиться, у вас получится погасить это волнение, у вас получится сделать дело. А потом уже можете плакать, можете делать все, что угодно. Так ребята и сделали, то есть мастера, молодцы.

Да, невозможно с вами не согласиться. Скажите, все-таки ситуация попадания птиц, причем сразу в два двигателя, как часто такое происходит? Сегодня многие обсуждают, что такого быть не должно, и связывают с этой аварией нахождение свалки рядом с аэропортом.

Расскажу вам. При попадании одной, двух, трех птичек ничего двигателю не будет. При попадании стаи ― да, там ломаются, конечно, лопатки. Вот представьте, на скорости 300–350 км/ч птица ударяется, в двигатель входит 3–3,5 тонны на квадратный сантиметр. Представляете, это одна птичка? А если их десять попало, как в данном случае? Естественно, лопатки разлетаются.

Ни один двигатель, какой бы конструктор ни был семи пядей во лбу, не сможет выполнить так технологично, чтобы от стаи птиц двигатель не заглох. И, разлетаясь, лопатки носятся на сумасшедших скоростях и протыкают все, что угодно, и трубопроводы, слава богу, что еще в салон не прилетели. Они прошивают, это просто осколочная граната. Другого пока варианта у нас нет, мы не можем бронировать еще салон, тогда он просто не взлетит.

А вот то, что касается свалок, понимаете, этот счастливый случай надо использовать для того, чтобы убрали свалки. Я вам просто скажу, представьте себе, да, какая бы ни была орнитологическая служба в любом аэропорту, на одних весах у вас корм для птичек, на других ― орнитологическая служба. Поверьте мне, птички выберут всегда корм. Им совершенно до барабана, сколько огоньков и сколько звуковых сигнализаций будет висеть под самолетом или в аэропорту.

Они, конечно, будут пугаться, но надо иметь в виду, что существует сезонный перелет, а существует дневной. У птичек такой же биоритм, как у человека: ночью спят, днем летают. Они просыпаются с первыми лучами солнца. Запускают туда хищников, птицы боятся хищников, да. Но существует молодняк. Вот молодняк ― это как раз весенний призыв этих птичек, да, которые еще не понимают угрозы. Им надо вырасти, птицам надо два-три года, чтобы они поняли, что такое самолет, что это очень страшно. Но это на самом деле так, те, которые понимают эту науку, орнитологию, вам это подтвердят.

Птицы тоже соображают, и поэтому, конечно, надо свалки просто убирать. Если мы сейчас уберем эти свалки благодаря вот этому счастливому случаю, это будет очень большая победа. Потому что, как назло, в Пулково это вообще сумасшествие просто, здесь совсем рядом, на Волхонском шоссе, рядом с Пулково мощная свалка, где стаи птиц. И там такие птицы, они так отжираются, что там просто двух-трех птиц хватит, чтобы двигатель заглох. И это так в каждом крупном городе.

Фото: МЧС России/ТАСС

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Другие выпуски