Игры в Токио установили рекорд по числу ЛГБТК-спортсменов. Но это по-прежнему лишь вершина айсберга

08/08/2021 - 22:17 (по МСК) Мария Моисеева

В Олимпиаде в Токио приняли участие 182 ЛГБТК-спортсмена, что является новым рекордом, следует из подсчетов сайта Outsports. Для сравнения, на Играх в Рио-де-Жанейро в 2016 году было 56 таких атлетов. Однако сами ЛГБТК-спортсмены говорят, что по-прежнему испытывают большие сложности в карьере и поэтому редко открыто говорят о своей ориентации.

Разнообразие (diversity) было одной из главных идей Олимпийских игр в Токио. Золотую медаль в плавании получил британский прыгун в воду Том Дейли, который известен не только благодаря вязанию, но и своей ориентации — он открытый гей. За женскую сборную Канады по футболу играл трансгендерный небинарный спортсмен Куинн. Однако самой известной ЛГБТК-спортсменкой на Олимпиаде стала Лорел Хаббард — 43-летняя трансгендерная штангистка из Новой Зеландии. 

Лорел Хаббард. Фото: Станислав Красильников/ТАСС

ЛГБТК-атлеты создают на Олимпийских играх большой резонанс, однако утверждают, что их продолжают лишать многих возможностей из-за гигантского разрыва между мужчинами и женщинами в большом количестве спортивных дисциплин. 

История вопроса

С 1968 по 1998 год Международный олимпийский комитет требовал от спортсменов проходить тестирование на пол, чтобы не допустить участия в состязаниях мужчин, маскирующихся под женщин и обладающих физическим преимуществом. В 2000 году тестирование было отменено. 

В 2004 году участникам-трансгендерам впервые разрешили участвовать в Олимпийских играх. Однако до Олимпийских игр 2020 года в Токио этого не случалось.

Спортивные чиновники также предпринимают меры, которые должны компенсировать разницу между мужским и женским организмом. В 2018 году Международная ассоциация легкоатлетических федераций начала требовать от женщин с высоким уровнем тестостерона принимать лекарства для снижения его уровня. Это привело к тому, что спортсменам-интерсексуалам, например, квир-бегунье из ЮАР Кастер Семене, по сути, запретили участвовать в соревнованиях, если они не принимали медикаменты.

Негласные барьеры

Рекордное представительство ЛГБТК-спортсменов на играх в Токио не означает, что исчезли все барьеры, преграждающие таким атлетам путь на международные соревнования. Как следует из данных Outsports, менее 2% всех атлетов, соревнующихся в Токио, идентифицируют себя как ЛГБТК. Это меньше, чем доля представителей ЛГБТК в некоторых странах. Согласно подсчетам Института Уильямса, только в США около 4,5% являются представителями ЛГБТК-сообщества.

Любопытно, что в списке Outsports нет ни одного ЛГБТК-спортсмена из Японии. Олимпиаду принимает страна, которая так и не приняла обещанный закон, способствующий пониманию проблем ЛГБТ, и в которой противодействие однополым бракам по-прежнему прочно укоренилось во власти, объясняет Bloomberg. Reuters уточняет, что правозащитники надеются использовать игры как возможность для повышения осведомленности и общественной поддержки проблем ЛГБТК.

Как пишет CNN со ссылкой на исследователей, существует несколько вероятных причин, по которым ЛГБТК-олимпийцев так мало. Во-первых, такие атлеты по-прежнему подвергаются дискриминации во время тренировок, особенно в юношеском возрасте, что может заставлять их бросать спорт. Во-вторых, открыто говорить о своей ориентации им могут мешать стереотипы, сложившиеся в культуре и спорте.

Исследование Out on the Fields, проведенное в 2020 году, выявило, что в спорте по-прежнему распространены гомофобные высказывания и оскорбления: более 80% геев-участников исследования когда-либо слышали их на соревнованиях или во время тренировок. В том же исследовании сообщается, что более 81% геев младше 22 лет скрывали свою сексуальность, чтобы избежать негатива со стороны товарищей по команде или дискриминации со стороны тренеров и официальных лиц.

По мнению ученого-бихевиориста из Университета Монаша в Австралии Эрика Денисона и профессора Кэти Швайгхофер из колледжа Дикинсона (США), для улучшения представительства ЛГБТК в профессиональном спорте под запретом должны оказаться гомофобные высказывания и половая дискриминация со стороны тренеров в молодежных командах. Молодые ЛГБТК-спортсмены должны почувствовать, что стали частью команды и принимаются тренерами.

Из спортсменов в активисты

Bloomberg рассказывает несколько историй спортсменов, которые уходили из профессионального спорта из-за своей ориентации. Одна из историй о Фумино Сугияме, трансгендерном активисте, который, прежде чем стать мужчиной, был членом национальной женской сборной Японии по фехтованию. «Я попробовал себя в плавании, но терпеть не мог носить женский купальник, поэтому бросил», — сказал Сугияма о своем опыте занятий спортом в детстве. «Мне нравился волейбол, но я не мог носить короткие шорты, и теннис мне тоже нравится, но я не хотел носить юбку», — добавил он. В конце концов он открыл для себя фехтование, которое позволяет мужчинам и женщинам носить одинаковую одежду, и добился в нем серьезных успехов.

Сугияма сказал, что ему было страшно перед каминг-аутом. Тренеры отчитывали его за короткие волосы и спрашивали, есть ли у него парень. Помимо этого, он мучился от чувства вины за то, что не мог рассказать своим товарищам по команде о том, кто он на самом деле, когда те делились подробностями своей личной жизни. «Я не мог общаться со своими товарищами по команде. Смена пола для него была несовместима со спортом. Гормональная терапия была бы равносильна употреблению допинга, и я не знал, примут ли меня», — сказал он, объясняя свое решение уйти из спорта.

Еще одна история, которую рассказывает Bloomberg, о японской футболистке Юме Сайто. В 26 лет покинула женскую команду, поскольку совершила гендерный переход. Ей удалили грудь, изменили имя и назначили терапию тестостероном, которая помогла сделать ее голос более низким. Из-за лечения она плохо себя чувствовала, поэтому через девять месяцев отказалась от него и, вернувшись в спорт, стала играть за другую женскую команду.

«По сравнению со странами с более развитым пониманием, здесь [в Японии] многое зависит от того, мужчина вы или женщина», — рассказала Сайто о своем опыте. «Я знала об ЛГБТ, но не знала о квир. Я начала спрашивать себя, хочу ли я быть мужчиной, если при этом мне придется пожертвовать футболом», — сказала Сайто, добавив, что ее гормонального лечения и перерыва в карьере, возможно, никогда не случилось бы, если бы она была лучше информирована о своих возможностях.

Новые вопросы

Одним из самых известных квир-спортсменов на Олимпиаде оказалась новозеландская трансгендерная тяжелоатлетка Лорел Хаббард. «Хаббард помогает привлечь внимание трансгендеров к спорту, и я верю, что это окажет положительное влияние», — говорит Шерил Куки, профессор гендерных и сексуальных исследований в университете Пердью.

Но так считают не все. Британская группа Fair Play for Women заявляет, что разрешение трансгендерным женщинам участвовать в соревнованиях наравне с цисгендерными дискриминирует последних, поскольку те росли без повышенного уровня тестостерона, — гормона, позволяющего мужчинам превосходить женщин во многих видах спорта. По словам директора группы Николы Уильямс, понятие биологического пола следует рассматривать отдельно от гендера. «Мы должны найти решение для включения трансгендеров в спорт, но это решение не должно приводить к эксклюзии женщин», — сказала Уильямс. «Все, что вы сейчас делаете, это позволяете одной недопредставленной группе вытеснить другую недопредставленную группу».