Судья пошла навстречу ученым, заступившимся за биолога Зеленину

24/09/2012 - 15:01 (по МСК) Никита Белоголовцев
Мосгорсуд отменил решение об аресте эксперта биолога Ольги Зелениной, обвиняемой в контрабанде наркотиков, и направил дело на новое рассмотрение в Зюзинский районный суд. Зеленину обвинили в перемещении наркотических средств после того, как она вынесла экспертное заключение по делу, противоречащее мнению ФСКН. Сегодня поддержать коллегу в Мосгорсуд пришли ученые, которые уверены в невиновности Зелениной.
Ольге Зелениной 55 лет, последние двадцать лет она работает в Пензенском научно-исследовательском институте сельского хозяйства, где заведует химико-аналитической лабораторией.
По долгу службы Зелениной часто приходилось заниматься написанием экспертных заключений для Госнаркоконтроля: дело в том, что она является специалистом по биологии мака и конопли, и даже вывела несколько безнаркотических сортов этих растений. За решеткой Зеленина, как утверждает ее защита, оказалась за то, что вынесла неугодное ФСКН заключение. В 2011 году в лабораторию Зелениной обратился бизнесмен Сергей Шилов, которого обвиняли в поставке в Россию из Испании 42 тонн кондитерского мака с примесями маковой соломки. Из этой соломки, по мнению ФСКН, можно извлечь наркотические вещества. Зеленина по просьбе адвокатов Шилова написала информационное письмо, в котором указала, что ввезенная партия пищевого мака не содержит наркотических примесей, а очистить его полностью от соломки невозможно технически. 15 августа 2012 года дома у Зелениной прошел обыск, ее саму задержали и отвезли в Москву, где Зюзинский суд арестовал ее на два месяца.
Сегодня в Мосгорсуде это решение обжаловала защита Зелениной. Вместе с адвокатами на заседание пришли несколько ученых, в том числе биолог Михаил Гельфанд и лингвист Ирина Левонтина, они решили лично поручиться за Зеленину.

Левонтина: По работе в рабочей группе в Общественной палате, причём, по совершенствованию уголовного антинаркотического законодательства, я знаю, что оно написано ужасно, неудачно, даёт огромный простор для произвола и коррупции. Как учёный, я не хочу, чтоб в нашей стране судили за научное мнение. Кроме того, я много лет занимаюсь экспертной деятельностью. Как лингвист, я часто выступаю в судах, и понимаю, насколько опасно, если у нас за неугодное заключение специалиста можно будет в качестве соучастника или пособника попасть в тюрьму. 

Саму Ольгу Зеленину в суд не привезли, она выступала по видеосвязи из СИЗО и просила отпустить ее на свободу, ссылаясь на плохое самочувствие и собственную невиновность.

Зеленина: Я не отрицаю, что я готовила это заключение, но те слова, которые там написаны, были правильными. Спасибо людям, которые пришли поддержать меня в этот зал суда, писали письма в поддержку мне. Это очень поддержало меня в трудные дни.

Во время выступления Зелениной многие в зале прослезились, казалось, даже на судью Елену Арычкину слова обвиняемой произвели впечатление. Она пообещала, что ее слова будут обязательно судом учтены и примерно через 15 минут вынесла решение.

Арычкина: Постановление Зюзинского районного суда города Москвы от 20 августа 2012 года об избрании меры пресечения и заключения под стражей в отношении Зелениной Ольги Николаевной отменить. Материалы направить на новое судебное рассмотрение в тот же суд в ином составе. Установить срок содержания Зелениной Ольги Николаевной под стражей до 26 сентября 2012 года включительно.

Это решение суда еще не означает, что 26 сентября Зеленина выйдет на свободу: решение о мере пресечения для нее должен принять Зюзинский суд, заново выслушав следователей и прокуратуру. Защита пензенского биолога намерена добиваться альтернативной меры пресечения.

Андреева: Альтернативная мера пресечения, я думаю, это, безусловно, личное поручительство. В деле у нас есть личное поручительство уполномоченного по правам человека. Я думаю, что в данной ситуации это может быть гораздо серьёзнее, чем залог.

Добавим лишь, что если вину Ольги Зелениной докажут в суде, ей грозит до 20 лет лишения свободы. 
Также по теме
    Другие выпуски