Сергей Гуриев о помиловании Ходорковского: это прекрасная новость, но я в Россию не вернусь

19/12/2013 - 19:05 (по МСК) Тихон Дзядко, Татьяна Арно

Один из возможных фигурантов предполагаемого третьего дела ЮКОСа, бывший ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев уже заявил, что не собирается возвращаться в Россию даже после заявления президента о помиловании Михаила Ходорковского. ДОЖДЬ связался с Гуриевым и попросил прокомментировать неожиданное помилование Михаила Ходорковского.

Дзядко: Мне хотелось бы сперва услышать какую-то эмоциональную, что ли, реакцию на сегодняшнюю новость, которая стала шоком не только для всех журналистов, но, как выясняется, и для адвокатов, и для членов семьи Михаила Ходорковского.

Гуриев: Мне кажется, это очень хорошая новость. Я поздравляю и Михаила Ходорковского, его родных и близких, и всех нас с тем, что это произошло. Я, как вы знаете, разбирался во втором деле Михаила Ходорковского, я знаю, что там его вина абсолютно не доказана и он должен был быть на свободе давно. Я очень рад, что он выйдет на свободу.

Дзядко: Я понимаю, что как-то гадать, возможно, бесполезно, но с чем связано решение? Ранее Владимир Путин всегда, когда речь заходила про возможное помилование, говорил об этом довольно скептически. С чем, на ваш взгляд, может быть связано, что сегодня вдруг было проявлено такое милосердие?

Гуриев: Я могу только гадать, поэтому я воздержусь от комментариев. У меня нет никакой информации. Я надеюсь, что милосердие действительно не чуждо и российским политическим лидерам. С другой стороны, многие говорят о том, что главную роль в сегодняшней амнистии и помиловании Ходорковского играет приближающаяся Олимпиада.

Арно: Вы ответили на вопрос о возможном возвращении – возвращаться вы не собираетесь в Россию. И все-таки, что должно произойти, чтобы вы вернулись? Это возможно?

Гуриев: Вы знаете, сегодняшние заявления Владимира Путина, мне кажется, достаточно ясно дают понять, что в моем отношении ничего не изменилось. Владимир Путин сказал, что преследований никаких не было, никаких угроз не было и в этом смысле я не вижу ничего, что изменилось в моем отношении. Он также сказал, что мне не угрожает ничего и что мне и раньше ничего не угрожало и никто не собирался меня преследовать. Меня преследовали, в отношении меня были предприняты незаконные действия, я и моя жена были под наблюдением, и в этом смысле я не могу услышать сегодня никаких хороших новостей. Кроме того, Владимир Путин сказал, что не вникал в это дело, поэтому у меня нет никаких причин думать, что отношение следственных органов ко мне изменится. Он также сказал, что кроме прокуратуры есть Следственный комитет, который, собственно, и был главным действующим лицом в незаконном преследовании меня и моей семьи.

Дзядко: Вот мы видели, что уже через 15 минут после заявления Владимира Путина на ММВБ сразу на 10 пунктов вырос индекс. Скажите, на ваш взгляд, если действительно все это подтвердится и Михаил Ходорковский окажется на свободе, какой это будет знак для российской экономики? Какой это будет толчок?

Гуриев: Это очень хорошая новость для России и российского инвестиционного климата. Я надеюсь, что это только первый шаг и в дальнейшем Владимир Путин предпримет больше шагов для защиты прав человека и сделает больше шагов навстречу бизнесу и инвесторам.

Другие выпуски