Счетная палата за четыре месяца проверок в «Аэрофлоте» нашла неэффективную рекламу

24/04/2013 - 21:34 (по МСК) Дмитрий Казнин, Татьяна Арно

«Аэрофлот» лишился двух третей прибыли. Отчет о финансовых итогах 2012 года национальный авиаперевозчик обнародовал спустя несколько дней после того, как Счетная палата представила результаты своего расследования о работе компании.

В нем ведомство утверждало, что «Аэрофлот» управляется неэффективно, что стало причиной слишком высоких цен на билеты. Что происходит в крупнейшем авиаперевозчике, разбирался наш экономический обозреватель Лев Пархоменко.

Пархоменко: Проверки Счетной палаты деятельности «Аэрофлота» предшествовала громкая пресс-конференция главы ведомства Сергея Степашина. В январе он оглашал планы работы палаты на год вперед, тогда звучали названия множества крупных российских компаний, которые будут проверены, в том числе «Аэрофлота». Высказывания Степашина об авиаперевозчике можно было бы озаглавить его же фразой «Хвати обманывать народ».

Сергей Степашин, глава Счетной палаты: Посмотрим «Аэрофлот». Георгий мне сейчас рассказал, за 308 тысяч он слетал в солнечную Абхазию. Друзья мои, ошалели что ли? Кто у нас будет отдыхать на этих курортах? Мы запланировали проверку не просто «Аэрофлота», а вопрос формирования цены.

Проверка началась в январе, и вот третьего дня как палата представила итоги расследования. В  них, в частности, говорилось, что «высокая стоимость перевозок «Аэрофлота» по сравнению с другими авиакомпаниями на рынке авиаперевозок обусловлена в основном выгодными слотами, обновленным парком воздушных судов, а также наличия большого объема неэффективных затрат». То есть получается, что палата сообщала нам, что билеты дорогие, потому что хорошие новые самолеты летают в удобное время. Хочется сразу сказать, спасибо, капитан очевидность. При этом какие именно неэффективные затраты имеет в виду Счетная палата, так и осталось неясным.

Сегодня «Аэрофлот» ответил на представление Счетной палаты, и из этого ответа следует, что неэффективными палата признала административные расходы и траты на рекламу. Даже если представить, что так и есть, хотя сложно понять, как авиакомпания может развиваться без рекламы, то по данным самой палаты на эти траты приходится менее 10% стоимости билета. То есть откажись «Аэрофлот» от рекламы полностью, билет подешевел бы на несколько процентов.

Поддержать оценку Счетной палаты могла бы вышедшая сегодня отчетность «Аэрофлота» на прошлый год. Сегодня компания объявила о том, что прибыль по сравнению с 2011 годом упала на 60 с лишним процентов. Казалось бы, вот он – результат неэффективного управления. Однако одновременно с этим выручка «Аэрофлота» выросла в полтора раза. Причины снижения прибыли вообще оказались не связанными с его операционной деятельностью.

Елена Сахнова, аналитик ВТБ-Капитал: На самом деле это не совсем так, как кажется, поскольку компания списала резервы по дочерним обществам. Практически больше года компания консолидирует дочерние региональные общества, которые она приобрела, и сейчас их переводят с российских стандартов бухгалтерской отчетности на международные, в связи с этим происходит переоценка практически всех статей баланса, происходят такие бумажные списания, которые идут, к сожалению, в консолидированной отчетности по международным стандартам в чистую прибыль. А чистая прибыль упала исключительно из-за этих бумажных убытков.

Конечно, есть вопросы к управлению «Аэрофлотом». Например, до конца неясно, почему компания проводит конкурсы по мелким закупкам, а контракты дороже 10 миллионов рублей проходят без этих конкурсов. Или например, почему компания решила застраховать аж 2/3 закупок топлива от возможного роста цен, при том что по всем прогнозам нефть будет дешеветь.

В целом, результаты проверки Счетной палаты вызывают больше вопросов, чем ответов. Непонятно, зачем она была проведена, непонятны ее выводы, непонятно, что с ее результатами теперь делать.

Олег Пантелеев, глава агентства Авиапорт: Сайт Счетной палаты давно проводит непонятные для меня сравнения, связывая величину тарифов, стоимость перевозок с структурой издержек и принимаемыми менеджментом авиакомпании управленческими решениями. Дело в том, что на величину тарифов влияет в первую очередь коммерческая политика авиакомпании, то, что перевозчик позиционирует себя игроком премиального класса. Именно поэтому он продает билеты относительно дороже других игроков рынка, по крайней мере на некоторых маршрутах.

Как итог выходит так, что громогласно объявленная Сергеем Степашиным проверка «Аэрофлота» закончилась ничем. Не говоря о том, что вопросами цен у нас вообще-то занимается антимонопольная служба, а не Счетная палата. До конца апреля ведомство намерено объявить еще результаты проверки в «Роснано», а к осени самого национального достояния – «Газпрома». Будем надеяться, что они будут более результативными.

Другие выпуски