Одна компания на миллион касс: кто заработает на подключении кассовых аппаратов к интернету

10/03/2017 - 00:05 (по МСК) Татьяна Арно, Антон Желнов

На этой неделе в центре внимания вдруг оказался обычный кассовый чек, а точнее — кассовый аппарат. На думском совещании тему поднял депутат и член комитета по безопасности Андрей Луговой.

Одновременно стало известно, что опять же из-за касс этим летом в разгар сезона отпусков могут еще сильнее подорожать билеты авиабилеты — во всяком случае так грозят авиакомпании.

При чем же здесь кассы — в сюжете Маргариты Лютовой.

Генеральный директор юридической компании URVISTA Алексей Петропольский объяснил в эфире Дождя, кому выгоден новый закон и как он ударит по малому бизнесу.

 

Еще в прошлом году был принят новый закон: все компании, которые продают товары или оказывают услуги физ лицам, то есть обычным покупателям, надо установить такие кассы, которые будут в онлайн-режиме передавать информацию о каждой покупке в налоговую. Исключение сделано только для небольших сел и деревень, где просто нет доступа в интернет. Заработает все это с 1 июля этого года.

Что же это означает для покупателей? Хороших новостей немного — теперь на чеке появится QR код, теперь можно будет проконтролировать свои покупки в специальном личном кабинете на сайте налоговой. Плохая же новость в том, что все может дополнительно подорожать, ведь бизнесу придется потратиться на новые кассы.

Так, на этой неделе стало известно, что Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта — это главное бизнес объединение всех российских авиакомпаний — предупредила, что, чтобы соблюдать новые требования при продаже билетов, им придется дополнительно потратить порядка 10 млрд рублей на технику, программное обеспечение и документооборот, а значит придется поднимать тарифы. О возможном росте цен предупреждают и небольшие торговые точки, но точных расчетов, в отличие от авиаторов, пока не приводят.

Откуда берутся расходы? Дело в том, что нужно не просто купить новую кассу. Информация будет передаваться в налоговую следующим образом: от кассы к специальному оператору данных, это компании, которые будут хранить и обрабатывать информацию — а она уже отправит данные в налоговую. За услуги оператора тоже придется платить бизнесу — 3000 рублей в год. А общая смета может доходить почти до 40 тысяч рублей.

И это оптимистичный сценарий — Торгово-промышленная палата, опрашивая предпринимателей, выяснила, что в регионах расходы некоторых торговых точек превышают 100 000. А кто же заработает на этих тратах предпринимателей? Что же это за загадочная структура? Она называется РИК и выглядит совершенной пустышкой. За два года существования она, судя по отчетности, ничего не заработала. С чиновниками она вроде никак не аффилирована, тем загадочнее все это выглядит. Чем же она занимается? Важная часть сметы — это специальное устройство — фискальный накопитель. По данным налоговой сейчас в России 1 млн 200 тысяч кассовых аппаратов. И в каждом из них должно появиться это устройств — оно то и будет передавать данные, причем в зашифрованном виде, с сертификатами безопасности от ФСБ. И сейчас разрешение на производство этих устройств есть всего у одной компании — у этой самой РИК —  на всю Россию, на все миллион 200 тысяч касс. Именно этой компанией и заинтересовался депутат Андрей Луговой, сначала он поднял этот вопрос на совещании — почему всего одна и не завышает ли она цены? А завтра кассы будут обсуждать на заседании Думы, рассказал нам один из депутатов. Будем следить, поборет ли дума этого монополиста.

Разговор с генеральным директором юридической компании URVISTA Алексеем Петропольским

 

Желнов: Алексей, как вы оцениваете эту меру и эти предложения депутата Лугового?

Петропольский: Я думаю, что это уже не заставит себя долго ждать, и мы увидим везде новые кассы. Операторов, правда, будут, конечно же, становиться все больше и больше, но тем не менее расходы все, которые будет нести непосредственно коммерсант, они будут, конечно же, переложены на потребителя товаров и услуг.

Арно: То есть это весь малый, в основном, бизнес должен будет сам себе оплатить этот жучок, который будет интегрирован в кассовый аппарат, правильно я понимаю?

Петропольский: Тут дело в том, что, во-первых, закон-то уже действует, и практически все бизнесмены, с кем мы сейчас общаемся, кто открывает бизнес, они уже покупают кассы нового образца. С апреля это уже необходимо всем, кто занимается алкогольной продукцией, и где-то с середины лета, не помню точную дату, это будет необходимо уже всем. Период будет некий переходный для тех, кто уже имеет действующий бизнес и имеет кассы в этом действующем бизнесе, оформленные по старому образцу до момента обновления касс. Этот период составляет порядка двух лет. То есть через два года, в принципе, тех, у кого сегодня есть зарегистрированные кассы, будут обязаны уже купить новые. При этом могу вам сказать точно, сейчас мы, как партнеры непосредственно, производителей этих касс, самая дешевая стоит порядка 20 тысяч рублей, и модуль, который связывается с контрагентом, который выступает посредником между налоговой и предприятием, он обходится минимум сейчас 3,5 тысячи рублей, плюс еще, не забывайте, интернет.

Арно: 3,5 тысячи рублей в месяц?

Петропольский: 3,5 тысячи рублей в месяц и плюс, не забывайте, еще расходы на интернет, поскольку все точки должны быть оборудованы интернетом. Не у каждого магазина, отъедьте 100 километров от Москвы, вообще какой-либо интернет был, сейчас он обязан быть. То есть нужно еще купить как минимум модем, купить к нему какой-то пакет интернета, что тоже минимум 500 рублей вы будете в месяц тратить за этот интернет, и минимум модем вам также разово обойдется в 5 тысяч рублей, иначе просто эта касса работать не будет.

Желнов: То есть все-таки удар существенный по малому бизнесу? Правильно я понимаю, чтобы теперь открыть какое-то свое предприятие, гораздо больше затрат в связи с...?

Петропольский: Вам так показалось. Для кого-то это даже патовый удар, поскольку мы общаемся с таким микробизнесом, который открывается где-то в деревнях типа поселкового  магазина, так у них уровень заработка по концу месяца — это уровень средней зарплаты. Человек открыл магазин небольшой на своем каком-то приусадебном участке, вы, наверное, много видите в деревнях таких магазинов, у него прибыль за минусом расходов 30 тысяч рублей получается. То есть он сам работает, один в этом магазине, он же и продавец, и кассир, и все вместе. И сейчас он обязан купить новую кассу, подключить интернет, заключить договора с этими посредниками, то есть как минимум два месяца своей работы он выкинет коту под хвост, он просто не будет зарабатывать, а поднять цену он просто не может, и не у каждого просто даже найдутся деньги на то, чтобы запустить этот процесс.

Арно: Очень хочется по этому поводу, конечно, выслушать мнение Бориса Титова, уполномоченного по делам бизнесменов в России. А скажите, эта вообще такая схема — это мировая практика или такое наше русское изобретение, российское?

Петропольский: Конечно же, во всем мире любой банк отчитывается в режиме онлайн перед налоговой. У нас же в этом огромная пропасть, и поскольку сейчас экономику сужается, контроль повышается, ввели это некое ноу-хау. Конечно, оно в первую очередь касается крупного ритейла, который чем занимался — продажей наличности. То есть берем крупного ритейла, который собирал в день миллиарды рублей наличности и, как правило, эта наличность до банков не доезжала, а делались так называемые возвраты по кассе. Наличные продавались на неком рынке наличных, и человеку, предприятию поступали на безнал деньги с плюсом каких-то процентов, сейчас это ставка от 7 до 10%, а человек продавал по факту наличные. И, конечно, такая оборачиваемость за сутки наличных денег приносила предприятиям, ритейлу колоссальные деньги, которые даже не приносила торговля непосредственно товаром, поскольку попробуй эту банку молока оберни так быстро, как ты обернешь наличные деньги.

Арно: Спасибо вам за этот разговор.

 

На превью: Александр Кряжев / РИА Новости

Другие выпуски