Кто и кому занес? Сенатор Беляков о возвращении рекламы пива в эфир

09/07/2014 - 13:41 (по МСК)

В последний день весенней сессии в Совете Федерации приняли поправки к закону о рекламе.

Беляков: Мне, честно говоря, стыдно, что представители правительства нас пытаются ввести в заблуждение. Я поясню суть. У ФИФА, Международного союза футбольных ассоциаций, существует трехуровневая система финансирования. Первый уровень – самый высокий. Это шесть партнеров, которые имеют самый высокий уровень кооперации с ФИФА. Второй уровень — это спонсоры ФИФА. Они имеют право на эксклюзивный доступ на рынки, где проходят мероприятия, и в том числе к медийным ресурсам. И третий уровень — это компании, поддерживающие ФИФА на национальном уровне.

Вся дискуссия состоявшаяся — она из-за одной компании, она называется Anheuser-Busch. Это владелец пивной марки Budweiser — под брэндом Bud продается в России. Значит, она входит в высший уровень, один из шести партнеров ФИФА. Эта компания действительно на основании контракта с ФИФА имеет право на трансляции в период чемпионата мира. А если быть совсем точным, то на основании статьи 18 она начинает работать «в период с наступления даты за 1 месяц перед датой проведения соответствующего спортивного соревнования до даты, следующей после даты финального матча, а так же в период с наступления даты за два дня перед датой предварительной или финальной жеребьевки до наступления даты, следующей после окончания соответствующей жеребьевки размещения и распространения рекламы…» далее по тексту.

Мы с вами в принципе должны были бы разрешить доступ на единый рынок одной компании и на несколько месяцев. Почему сейчас мы открываем рынок всем пивоварам за четыре года, мне совершенно непонятно. Какое отношение все остальные производители пива имеют к чемпионату мира? Никакого. Я очень хочу, честно говоря, понять, жаль, здесь нет представителя следственного комитета, кому, собственно говоря, занесли? Открытым текстом вам говорю. Значит, в течение пяти лет государство вело последовательную работу по деалкоголизации нашего общества, президент выступал, госсоветы проводили, Валентина Ивановна огромный вклад внесла в эту работу. И в результате мы отбрасываемся назад на несколько лет. У нас, я напомню, до того, как мы приравняли пиво ко всем видам алкоголя, была структура потребления алкоголя в стране, следующая: 10 литров средний россиянин выпивал водки в год, 10 литров вина и 20 литров пива. После того, как мы пиво вывели в отдельную категорию и создали ему преференции в рекламе – нельзя было весь алкоголь рекламировать, а пиво было можно, на основании так называемого закона о пиве, структура потребления алкоголя изменилась так. Водка – столько же осталось, вино — упало до 7 литров на душу населения, а пиво выросло с 20 литров до 85 литров на душу населения. Причем в основном потребителями была молодежь.

Наконец-то мы забыли с вами про «кто пойдет за клинским?». Наконец-то мы стали замечать, что действительно молодежь стала меньше пить, в школах стало действительно меньше пива. Это длительный процесс. И вдруг сейчас под воздействием очевидного абсолютно пивного лобби мы отбрасываем все свои усилия назад. Причем очень важный вопрос: рынок пива в России – это сплошные иностранные компании, то есть, 90% российского рынка, точнее, 94% принадлежит иностранным производителям и 7% российским производителям. Мы даем зарабатывать в буквальном смысле на здоровье нашего населения. Уважаемые коллеги, я никого не хочу обидеть, но говорят, что Дума – бешеный принтер, Совет Федерации бездумно нажимает на кнопки. Давайте один раз, так сказать, проявим принципиальность. Никому никакого плюса от этого не будет. Давайте его отклоним, внесем поправки, разрешим только компаниям, которые имеют отношение к ФИФА по конкретному контракту – есть текст – и только на период проведения. Не всем пивоварам! Опять-таки, если мы приравняли пиво к алкоголю, ФАС не ответил на мой вопрос, то почему только пиво, если другие производители напитков алкогольных совершенно справедливо задают вопрос: а шампанское? Вдруг сборная выигрывает. А водка или крепкий алкоголь, если команда та или иная проиграла? Я предложил бы сейчас этот законопроект отклонить. Отдельный, кстати, вопрос по поводу СМИ. А почему радио? Контрактом с ФИФА предусмотрено право вещать в печатных СМИ, на телевидении и на радио. Почему-то радио в законопроект не включено. Опять-таки есть определенные ущемления. Законопроект очевидно сырой. Повторю, я предложил бы его отклонить, нужно его откорректировать, можно его перевнести. У нас до чемпионата мира 4 года, мы все успеем. Спасибо за внимание.

Другие выпуски