Кандидат в президенты Южной Осетии Алла Джиоева: "Бибилов должен признать свое поражение"

28/11/2011 - 21:37 (по МСК) Михаил Зыгарь, Ольга Писпанен
Оглашение предварительных официальных итогов второго тура президентских выборах в Южной Осетии отложено на сутки. Почему, обсудили с кандидатом от оппозиции Аллой Джиоевой.

Оглашение предварительных официальных итогов второго тура президентских выборах в Южной Осетии отложено на сутки. Дело в том, что в Верховный суд республики поступили жалобы от партии "Единство", которая заявила о нарушениях в ходе избирательной кампании. Речь идет о подкупе избирателей, незаконной агитации в период голосования в местах, где агитация запрещена. До тех пор, пока жалоба не будет рассмотрена, итоги голосования не могут быть объявлены

Глава ЦИК Южной Осетии Белла Плиева заявила, что никаких официальных уведомлений от Верховного суда не получила. При этом первые предварительные данные ЦИК отдавали пальму первенства Джиоевой. Это подтверждают и последние данные Центризбиркома: сейчас у Джиоевой более 56%, а у Бибилова ‑ 40% голосов.

Предварительные результаты президентских выборов в Южной Осетии обсудили с кандидатом от оппозиции Аллой Джиоевой. 

Зыгарь: Действительно, сегодня утром ситуация казалась очень драматичной: якобы глава Центризбиркома Белла Плиева уехала в администрацию президента, якобы ее там даже удерживали.

Писпанен: Она просто поднялась выше этажом, это в одном здании находится.

Зыгарь: Может, уехала на лифте. Но подробности, как это все выглядит из Цхинвали, именно, как видит это кандидат в президенты, которая пока выигрывает, мы спросим у нее самой. Алла Джиоева с нами на прямой связи из Цхинвали по телефону. Алла Александровна, как вы нас слышите?

Джиоева: Нормально.

Зыгарь: Алла Александровна, с чем вы связываете то, что целые сутки официально не будут подведены итоги выборов? Почему это, по-вашему?

Джиоева: Я могу абсолютно однозначно сказать, что на ЦИК республики идет очень серьезное давление со стороны действующих властей Южной Осетии. У нас на руках есть протоколы с избирательных участков, которые подписаны не только председателями, но и доверенными лицами кандидата в президенты Бибилова, и нашими доверенными лицами. Эти документы заверены круглыми печатями, следовательно, являются серьезными документами. Ни о каких нарушениях не было заявлено также вчера во время выборов. Международные наблюдатели, которые присутствовали в Южной Осетии, к вечеру констатировали, что никаких серьезных нарушений, свидетельствующих об изменении ситуации в учете в чью-то сторону, зафиксировано не было. Под вечер прозвучала информация о том, что выборы состоялись. Конечно, действующая власть, чувствуя ослабленные свои позиции, на следующий день вдруг стала искать какие-то варианты изменения ситуации, в ситуации в свою пользу. И вот тут-то появился в пресс-центре ЦИК председатель Верховного суда, который серьезно превысил свои должностные полномочия.

Зыгарь: А Верховный суд не имеет право выступать с такими требованиями?

Джиоева: Верховный суд имеет право, но то, что сделал сегодня он, когда самолично явился в пресс-центр и там сделал это заявление, естественно, не имел право. Он должен был обратиться в ЦИК и запросить, какие поступили заявления и жалобы по существу, обозначенных нарушений, и в случае, если они действительно имели место, инициировать уже какое-то вот выступление. Вполне понятно, что это было сделано только для того, чтобы не дать признать свое поражение.

Писпанен: Алла Александровна, скажите, пожалуйста, вы уже заявили себе средствам массовой информации о том, что мы опасаетесь, что начнутся какие-то волнения. Есть какие-то предпосылки?

Джиоева: Несомненно. 16 тысяч человек провозгласили свою приверженность к выбору, который они обозначили - то есть, нам. И все наши обращения сегодня и к оппонентам, и к своим избирателям, носили абсолютно миролюбивый характер. Мы хотим оставаться в правовом поле, и призываем к этому и ту сторону.

Зыгарь: Алла Александровна, а были ли у вас уже какие-то контакты с той стороной? Начали ли вы переговоры, может быть, или с лагерем Анатолия Бибилова, или с действующей властью, с представителями Кокойты? Может быть, у вас были какие-то телефонные разговоры с представителями кремлевской администрации?

Писпанен: Российской власти.

Джиоева: Мы пытаемся целый день налаживать эти мосты. Кое-что нам удается. К нам пришел, например, министр МВД республики Южная Осетия, и он сказал, что «никогда его ведомство не пойдет против своего народа». Я сегодня в прямом эфире обратилась к господину Бибилову с призывом, проанализировать ситуацию и достойно признать свое поражение. Так, я думаю, должен поступить настоящий человек с честью, офицер чести.

Зыгарь: А контакты с Кремлем, я повторю еще вопрос, сегодня у вас, или, может быть, до этого у вас были в последнее время?

Джиоева: У меня сегодня при обращении к СМИ прозвучала и эта фраза: я обратилась к президенту Российской Федерации Дмитрию Анатольевичу Медведеву и премьер-министру Путину Владимиру Владимировичу с просьбой взять контроль над ситуацией в Южной Осетии.

Писпанен: А как вы считаете, почему все-таки за вас больше проголосовали? Такая поддержка Кремля была, Медведев встречался с Бибиловым, а с вами почему-то не встречался.

Джиоева: Наверное, это, скорее всего, вопрос к моему электорату, нежели ко мне. Согласитесь, что, если 16 тысяч с чем-то человек тебе поверили, значит, и программа твоя достойна уважения, и личность, несомненно, также.

Зыгарь: Алла Александровна, в 2004 году в Абхазии немного схожая ситуация была после президентских выборов. Тогда тоже, поддержанный кремлем кандидат Рауль Хаджимба проиграл, а победил лидер оппозиции Сергей Багапш, но, тем не менее, ему пришлось тогда пойти на компромисс со своим противником, и Хаджимба стал вице-президентом. Вот как вы думаете, по такому сценарию могут развиваться события в Южной Осетии?

Джиоева: Я не совсем считаю, что это такая же ситуация. Здесь свои интересы, мне так представляется, это моя личная точка зрения, и есть какая-то определенная группа чиновников, которые создают вот эту ситуацию. Если еще учесть, что политтехнологи не очень-то грамотно построили свою кампанию, то они получили тот результат, который, в общем-то, для нас был абсолютно предсказуем. Что касается господин Бибилова, то я буквально пару часов назад адресовала очередной посыл: он должен, в первую очередь, признать свое поражение, а потом уже нужен диалог, в ходе которого мы будем определять свои последующие позиции. Никто еще не явился к своим сторонникам в Алжан, обговаривая какие-то определенные аспекты будущего правительства, ибо у нас нет времени дополнительного… Много работы впереди. И мы собираемся очень скоро начать реализовывать свою программу, для которой мы у населения республики попросили всего-навсего год.

Также по теме
    Другие выпуски