«Это грандиозная провокация»: главред «Новой газеты» допустил использование TikTok для «огромного дела» против оппозиции

21/01/2021 - 17:33 (по МСК) Анна Монгайт

Штабы Навального, ФБК, «Новая газета», Дождь и другие СМИ столкнулись с атаками ботов после выхода фильма о «дворце Путина» и перед митингами 23 января. На профиль Дождя в Instagram подписывается одновременно много фейковых аккаунтов, а потом они разом подают массовые жалобы, и социальная сеть автоматически блокирует объект атаки. Как работают такие провокации, обсудили с главным редактором «Новой газеты» Дмитрием Муратовым, который поделился новой версией готовящихся провокаций против оппозиционеров в России.

Дмитрий, здравствуйте.

Анна, здравствуйте. Нельзя нас назвать сильно пострадавшими, страдаем мы от другого.

Но все-таки, как вы считаете, почему именно в эти дни, действительно ли это в преддверии митинга атаковали боты нас с вами? И какие цели, правильно ли я описала задачу тех самых атак?

Аня, я считаю, что вы очень точно описали историю с тем, что можно будет подавать затем жалобы и блокировать неугодные сетевые ресурсы или аккаунты мессенджеров. Но в этом, из-за чего я, собственно говоря, к сожалению, простите, не смог приехать в студию, мы очень заняты сейчас на работе, но я хотел поделиться очень важной версией, которую мы сейчас прорабатываем, и она все больше и больше приобретает убедительные черты. Видите ли, в чем еще дело, в России есть законодательство, которое запрещает втягивать несовершеннолетних в различные политические акции. Эти законы принимала Государственная Дума, их обсуждала Общественная палата, и теперь, когда вдруг мы видим, что в TikTok, где основная аудитория это все-таки несовершеннолетние, а несовершеннолетние это люди временно недееспособные, от 14 до 18 лет, или до 14 лет, вдруг появилось несколько тысяч точно таких же сгенерированных непонятных персонажей, которые вдруг начали срывать портреты Путина со школьных досок, или появляются какие-то фейковые абсолютно в полицейской форме, такой не существует, уверяю вас ответственно, и снимать с себя нашивки полиции, и срывать с себя шевроны, обозначающие принадлежность к каким-то подразделениям.

Да, мы сегодня это видели, это действительно очень впечатляюще. Неожиданно, кто же это может быть?

И говорить о том, что не бойтесь, идите, мы вас не будем бить, типа ОМОН с вами, это гигантская грандиозная провокация. Многие задаются недоуменным вопросом — а зачем понадобилось фабрике ботов работать как бы на выход людей на улицы? Ведь прокуратура при этом выносит предостережения, эту акцию считают незаконной. И мы, мне кажется, нашли ответ на этот вопрос, и я думаю, что люди, активные политики, и те люди, которые ответственны за то, что они зовут других за собой, должны это учитывать.

Смотрите, какой предполагается сценарий. Родители тех детей, которые выйдут на улицы, подают иски, сразу же после окончания этой акции, в этих исках они потребуют привлечь ответственных за эти призывы к уголовной и административной ответственности. Начнется огромное дело, где тех, кто является сторонниками, активными сторонниками выхода на улицу 23 числа, пригвоздят к позорному столбу за то, что они не гнушаются использованием детей, им будут говорить, что это не мы кровавый режим, а вы кровавый режим, вон вы что вытворяете с молодым поколением. И возбудят десятки уголовных дел по поводу того, что опасность жизни несовершеннолетних, вовлечение их в незаконную политическую деятельность, по каким-то пунктам привлекут 151 статью Уголовного кодекса. И это может быть очень такой большой и серьезной историей нейтрализации любой оппозиции, уж я не говорю об участии конкретных лиц, например, в сентябрьских выборах в Думу восьмого созыва. Вот, собственно, в чем смысл моего сообщения, Аня.

Скажите, Дмитрий, а есть какой-то источник, который подтверждает этот план?

Аня, ну вы же знаете, что ни вы, ни мы даже по решению суда источники не открываем. Но вы, наверное, знаете, Аня, мы давно друг друга знаем, я не конспиролог, и поэтому то, что я вам говорю, это я просто очень бы не хотел, чтобы использовали молодежь для того, чтобы потом их родители, для того, чтобы потом устроить массовые репрессии против различных оппозиционных деятелей.

Как вы считаете, какая должна быть стратегия поведения в этой ситуации, в преддверии того, что может произойти?

Дело в том, что я не политик, мое дело — выяснять информацию и делиться ею, что я сейчас и делаю с вами. Мы это сделаем сегодня к вечеру или завтра с утра на сайте и на бумажной версии, в сетях газеты. Но я думаю, что те люди, которые являются инициаторами выхода на улицу, должны это понимать, вполне вероятно, они должны обратиться к своим сторонникам, что они просят не выходить несовершеннолетних на улицу. Тогда они, с одной стороны, защищают их от возможного насилия со стороны сил, назовем пока, правопорядка, а с другой стороны, охраняют себя от гигантского готовящегося такого провокационного проекта.

*По решению Минюста России Некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.

Также по теме
    Другие выпуски