«В каждом чате имеется по нашему сотруднику». Как белорусские силовики уничтожают свободный телеграм

В Беларуси продолжаются протесты, связанные с итогами президентских выборов, состоявшихся 9 августа. Как правило, самые большие по численности протестные марши проходят по воскресеньям. Через телеграм осуществляется информирование о ходе акций и задержаний, там же участники координируются между собой. Для силовиков этот аспект протеста представляет большой интерес. Через чаты они могут получать информацию, либо брать их под собственный контроль. Подробнее — в материале Владимира Роменского. 

В информационной войне режим Лукашенко использует примерно те же методы, что и в уличном противостоянии — силовые. Государственной пропаганде, телевизору противостоит неподконтрольный и такой ненавистный для белорусского президента телеграм. За сообщения в нем наказаны десятки человек.
За записи в телеграме проводят обыски, бросают в изоляторы и обещают судить как диверсантов. Основателя телеграмм канала НЕХТА Степана Путило и Романа Протасевича, который стоял у истоков этого медиа, и вовсе внесли в базу террористов. В ней более чем 700 имен, и лишь двое белорусов, все остальные граждане Ирака, Ирана и Сирии:

Роман Протасевич, журналист: В принципе, сейчас вся Беларусь живет вот в такой большой и абсолютно реальной антиутопии, и, как мы видим, террористом можно стать только за то, что ты публично говоришь и пишешь правду, и показываешь эту правду. И за это власть признает тебя террористом. То есть, для современных белорусских властей правда — это терроризм в чистом виде.

Главным по борьбе с деструктивными каналами назначили управление по борьбе с организованной преступностью — сокращенно — ГУБОПиК. 

Оперативный сотрудник ГУБОПиК МВД Беларуси: Телеграм создает ложную уверенность в своей анонимности и мы, пользуясь этими уязвимостями, можем спокойной устанавливать интересующих нас лиц, которые являются в последующем деструктивщиками и призывают к радикальным мерам. В каждом чате имеется по нашему сотруднику, который абсолютно владеет ситуацией

О задержании администраторов оппозиционных каналов белорусские силовики отчитываются по несколько раз в месяц. Противодействие ведется и на локальном уровне. 

В преддверии сегодняшнего марша  несколько минских дворовых чатов сменили свои аватарки на государственный флаг или герб — в предыдущих случаях это служило признаком, что чат перешел под контроль новых, неизвестных хозяев. На этой неделе развернулось настоящее кибер-сражение за канал «белые халаты» (в нем объединялись медики). Борцы с организованной преступностью получили контроль над ним после задержания одного из авторов — студента :

Однако завладеть полностью каналом не удалось — началось двоевластие. В результате в нем появляются и сообщения в поддержку Александра Лукашенко и посты против, призывы переходить на альтернативную площадку. На это обратили внимание сами подписчики. И одни и другие сообщения при этом постоянно удаляет сторона противника. 

Также на неделе МВД отчиталось о задержании минчанки Ирины Счастной, которая, якобы, администрировала сразу пять каналов. Однако на девушку возможно собираются повесить и то, к чему она не причастна. Так, автор телеграмм канала «Мая Краiна Беларусь» говорит, что была обычным новостником и политикой не занималась:

Сергей Беспалов, администратор канала «Мая Краiна Беларусь»: Очень сильно идет атака на телеграм-каналы, захватили еще канал тоже нашего друга, Николая Дедка, ну и самого его тоже взяли в плен, можно сказать. Ему выбили окна, там, влетел ОМОН, запрыскали лицо газом. То есть абсолютно жестокие и неправомерные вещи делают наши так называемые силовики. Не поднимается слово назвать их такими.

Эксперты сходятся во мнении, что силовики лишь под давлением и силой могут добиться от задержанного паролей и кодов для контроля над телеграм-каналами. Никаких серьезных технических возможностей и уязвимостей у мессенджера нет. Это признавал и главный белорусский  «хэйтер» телеграма — Александр Лукашенко. Он также отмечал, что не преуспела в этом и Москва:

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко: Люди очумели! Вот задурили мозги. Если вы думаете, что богатая Россия с этим справится, — ошибаетесь. Я разговаривал со многими президентами, ну и со старшим другом, старшим братом я его называю, Путиным. Я его предупредил — этому противостоять нельзя, потому что а как вы противостоите телеграм-каналам? У вас есть возможность блокировать эти телеграм-каналы? Нет!

Единственный действенный способ — задерживать, отнимать телефон и выбивать пароли. Хотя Лукашенко и обещает найти и тех, кто сливает противникам по информационной войне записи переговоров своих ближайших соратников. 

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко: Сливы, как называются в телеграм-каналах отдельные там разговоры-переговоры, связанные с гибелью этого парня, последнее. Если это, то я тебе должен сказать, и всем: не время, потерпите немножко. Надо что-то вбросить! Вбросили! Здесь стоп, до следующей недели.

Подождем и посмотрим, чем нас удивит Лукашенко завтра. Однако пока эксперты сходятся во мнении, что информационную войну на просторах интернета Лукашенко проигрывает с треском.

Алексей Шкор, it-предприниматель, член координационного совета оппозиции: Информационная автократия нуждается в контроле за, там, медиаресурсом, а это тот тип ресурса, который сложно контролировать, который невозможно практически контролировать, он более свободный, более децентрализованный. Больше получается власти уже не в руках автократии, а больше власти именно у телеграм-каналов. И я думаю, человеку до сих пор сложно себе это признать.

Другие выпуски