Как офшорное расследование усугубит санкции против России

07/04/2016 - 14:30 (по МСК) Наталья Шанецкая

Сегодня, 7 апреля, агентство Bloomberg сообщило, что власти США могут ужесточить санкции против России. И поводом для этого стали «панамские документы» — журналистское расследование об офшорах, в которые помогала выводить средства панамская компания  Mossack Fonseca. Какая здесь связь, ответил экономист и политолог Кирилл Рогов в программе «Деньги. Прямая линия».

Полную версию программы смотрите здесь

Почему внешние заимствования становятся менее вероятными в связи с этим скандалом? Расскажите про эту связь. Внешние заимствования стали довольно маловероятными с связи с санкциями. Каким образом эта ситуация может еще больше осложнить это?

Только косвенным, имиджевым образом. Во-первых, внешние заимствования ― это большой ресурс, который в принципе мог бы быть у российского правительства и у президента Путина. У нас очень маленький госдолг, наращивать его было бы вполне логично в этой ситуации.

Мы не можем из-за санкций, но, если вы следили за новостями, российское правительство в последние недели предпринимало усилия, направленные на то, чтобы договориться с американцами и европейцами о том, что оно гарантирует, что заимствования не пойдут тем компаниям, которые находятся под санкциями, чтобы европейские и американские правительства сквозь пальцы посмотрели на участие своих банков в размещении российских бондов.

Сейчас имидж России вновь ухудшился. Я думаю, что и тогда это было не очень вероятно, а сейчас вероятность того, что здесь произойдет какое-то смягчение, еще меньше.

Как имиджевые потери, в частности, непосредственно связанные с «Панама-гейтом», могут в принципе сказаться на принятии решения о снятии санкций? Некоторые европейские санкции как будто могли бы быть теоретически сняты этим летом, по крайней мере, разговоры об этом были. Как вам кажется, перспектива снятия санкций в связи с этим расследованием как-то изменилась?

Я не думаю, что в принципе была вероятность того, что санкции будут в основном сняты. Речь скорее следует вести о возможности их некоторого ослабления. Санкции в финансовой сфере ― это очень тонкий вопрос, потому что их эффективность зависит от того, как их контролируют. Если мы контролируем только прямые сделки с теми компаниями, которые под санкциями, это одно дело. Если мы говорим о том, что любые деньги, которые попадут, будут связаны с этими компаниями, тогда те, кто их выдал, будут наказаны, тогда все начинают бояться, действуют очень осторожно, и санкции действуют очень эффективно.

Это интересный вопрос, который мало обсуждается. Скандал с панамскими бумагами показал возможности обхода санкций через офшорные компании. Он показал, что там действуют некоторые номинальные собственники, за спиной которых, по всей видимости, люди, связанные с компаниями и банками, находящимися под санкциями. В этой связи вообще возможен целый ряд политических и юридических последствий для офшорных компаний. Они будут строже контролироваться на предмет возможности обхода санкций через них. Это вновь ухудшит положение России в переговорах по санкциям, по тому, как они будут контролироваться. Хотя, конечно, геополитические соображения и политические размены будут наиболее важны. Но опять повторю: участие в офшорных схемах компаний, которые находятся под санкциями, показывает, как можно обходить санкции с помощью этих компаний, и в этом смысле ухудшает имидж России с этой стороны.

Другие выпуски