Дмитрий Орлов: Москва готова применить жесткий сценарий в Брянске

08/10/2012 - 15:03 (по МСК) Ольга Шакина

Необычную ситуацию, сложившуюся в Брянской области после снятия с выборов действующего губернатора и объединения усилий «Единой России» и ЛДПР, в программе КОФЕ-БРЕЙК прокомментировал близкий к Кремлю политолог Дмитрий Орлов.

 

Шакина: Традиционная рубрика «Кофе-брейк» и мы продолжаем нашу сегодняшнюю брянскую тему. В городе происходит довольно интересный политический расклад сейчас. И у нас в гостях, чтобы  с нами обсудить, Дмитрий Орлов, политолог и генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций. Здравствуйте, Дмитрий.

Орлов: Добрый день.

Шакина: Хочу вот у вас сразу в лоб спросить. Говорят, что в пятницу, когда Денина по решению суда сняли с предвыборной гонки, «Единая Россия» буквально стояла на ушах в Москве: просто там не знали совершенно, что делать, для всех это было неожиданностью.

Орлов: Я не верю в то, что это результат какого-то сложного, так сказать, расклада. Решение суда, я думаю, для правящей партии было неожиданным. Я, кстати, думаю, что это решение это не результат каких-то сложных комбинаций. Это, с одной стороны, следствие того, что суд реально оценил то, как происходил сбор подписей муниципальных депутатов, а с другой стороны, вследствие того, что Кремль в данном случае избрал тактику невмешательства. Почему? Потому что легитимность вот этих первых губернаторских выборов, то, чтобы они прошли по правилам и не вызвали отторжение у оппозиции, у протестных средств, эти соображения более важны, чем, собственно, победа в том или ином регионе. Я при этом не думаю, что вопрос в том, нужна эта победа или не нужна - это никого не интересует.

Шакина: Ага. Хорошо. Каким образом тогда «Единая Россия», как вам кажется, может сейчас спасать ситуацию? Какие шаги можно предпринимать теперь? Вот, допустим, Денина снимают, Верховный суд подтверждает предыдущее судебное решение. Что они будут делать?

Орлов: Ну, здесь сценариев есть несколько. Первый вы только что описали - Верховный суд подтверждает решение Брянского областного суда. В этом случае Денин уходит, собственно, с предвыборной гонки и остается один серьезный кандидат - Потомский. Такой сценарий вероятен, но его вероятность, мне кажется, не очень высокая, процентов 20. Что может более, так сказать, реалистично произойти - это восстановление Денина. И, собственно, дальше два сценария - коалиционный (кстати, похоже, он реализуется), либо продолжение прежнего противостояния, прежней борьбы. Он, в любом случае, конечно, потерял. Когда говорят, что вот он теперь стал обиженным, это прибавит ему голосов и потенциал - это не так. Он все-таки действующий губернатор. И решение суда было не техническим, как это пытаются изобразить некоторые сейчас мои коллеги, оно было вполне серьезно мотивированно, оно было жесткое. Так вот, два сценария - коалиционный и поддержка ЛДПР - как раз, похожа, очень похожа на реализацию такого сценария. То есть, Денина восстанавливает, предположим, Верховный суд, он продолжает участие в выборах, ЛДПР его поддерживает, он консолидируется и побеждает уже в первом туре. Такой сценарий возможен. Если поддержка ЛДПР окажется недостаточным фактором в сложившихся обстоятельствах, они для Денина очень неблагоприятные. Тогда, так сказать, будет второй тур, и его результаты сегодня однозначно в пользу Денина я не стал бы предсказывать.

Шакина: А почему вам кажется, что Верховный суд, скорее всего, с Брянским областным не согласится?

Орлов: Ну, так сказать, для снятия Денина с выборов все-таки, если так по-честному посмотреть правде в глаза, было не слишком много оснований. Хотя…

Шакина: А чем было мотивировано такое решение?

Орлов: Не слишком много оснований в том смысле, что тот объем нарушений, который констатировал суд, он, в общем, на мой взгляд, критическим не был. Но суд, мне кажется, руководствовался в данном случае формальными соображениями. Формальными в том смысле, что нарушения были констатированы, обращения Потомского, лидера брянских коммунистов, последовало, ну и последовало решение суда. То есть многие не верят в то, что у нас функционируют институты в России - вот они функционируют. Кстати, здесь есть еще возможный сценарий, который, конечно, на мой взгляд, неблагоприятен и мало кто за него проголосовал бы - это срыв голосования и назначение временно исполняющего обязанности губернатора. Андрей Бочаров, координатор Южного Межрегионального координационного совета (МКС), очень жесткий человек. Я с ним знаком, он сейчас стал главным федеральным инспектором по Брянской области, экстренно. И наличие там такого человека с силовым имиджем показывает, что центр готов, как минимум, жестко контролировать дальнейшее развитие событий, а как максимум, в общем, пойти по такому достаточно жесткому сценарию. Конечно, в Брянске есть отягощающий фактор в виде неформальных групп влияния, назовем их так, одни из которых ориентированы на Денина, другие на Потомского.

Шакина: А что за группа? Кто в них входит? Что это за расклад?

Орлов: Так сказать, председатель ЛДПР заявил сегодня, что откровенный криминал стоит за кандидатом от КПРФ Потомским, но репутацию Денина тоже не назовешь идеальной в этом смысле. Так что регион специфический, вмешательство федерального центра - вот Бочарова, о котором я сказал - в таком силовом или квазисиловом формате, оно, так сказать, абсолютно необходимо. Ну, а потом, когда говорят, вот Потомский инициировал эти проверки ночные в областной администрации, которые прошли, я не думаю, что это какая-то инициатива местного разлива. Тогда получится, что все ресурсы, что ли, они распределены между какими-то группами. Я думаю, что, так сказать, и центр сегодня заинтересован в том, чтобы обладать максимально полной информацией о том, что предпринимает Денин, какими методами он пользуется и насколько эти методы приемлемы для того, чтобы считать, скажем, победу на этих выборах легитимной, и насколько вообще то, что делает Денин, приемлемо для федерального центра на предстоящие пять лет.

Шакина: Вот что до групп влияния брянских, есть такая информация, что Потомский пока перетягивал как бы…

Орлов: Канат.

Шакина: Да, элиту на свою сторону в Брянске.

Орлов: Силовых, в том числе.

Шакина: Он оперировал такого рода аргументом, что у него есть поддержка центра, что он виделся чуть ли не с Володиным и все нормально. То есть, он как бы кандидат от центра, в каком-то смысле. Такое возможно вообще?

Орлов: Вы знаете, я не верю в такую двойную игру, чтобы одна часть федерального центра, условно говоря, с «Единой России» вела одну игру, и в этой игре был Денин, а другая вела другую игру, и в ней был Потомский. Мне это кажется маловероятным. И вообще история, еще раз хочу подчеркнуть, с Брянским областным судом проще, чем кажется. Там оказалась принципиальная судья, которая оценила факты, представленные кандидатом от КПРФ и вынесла, так сказать, достаточно жесткое решение. Я думаю, что это уже сигнал о том, что институты в России могут работать, когда хотят, в том числе судебный институт.

Шакина: Понятно. Скажите, еще интересный момент этой истории, почему ЛДПР так откровенно играет на «Единую Россию»? В принципе, у них тоже был шанс как-то, например, взять и утвердиться в регионе в этом. Что это за демарш такой?

Орлов: Вы знаете, по поводу ЛДПР - это, безусловно, ставка Денина на коалиционную стратегию, на то, чтобы мобилизовать все ресурсы и победить все-таки в первом туре. Я думаю, что какое-то соглашение с ЛДПР у Денина было. И он хотел, возможно, либо как резервно его рассматривал для второго тура, либо как какой-то поддерживающий. Сейчас это в пожарном порядке введено в строй, введено в действие, чтобы попытаться все-таки победить в первом туре. Так что эта договоренность, я думаю, была заранее, просто она произошла вот в экстренном режиме. Но посмотрим, в какой степени она поможет действующему губернатору. Я, кстати, хочу напомнить, что была у меня большая статья о предвыборных условиях Кремля для регионов, она в «Ведомостях» была в августе опубликована. И вот два региона я относил к тем, в которых может состояться второй тур - это Рязанская область и Брянская область. Я тогда давал прогноз, что второй тур в Брянской области вероятен на 30%. Сейчас я бы сказал, что в этих условиях, даже с учетом поддержки ЛДПР, о которой заявил господин Жириновский, такая вероятность уже процентов 50.

Шакина: Скажите, а как вам кажется, что будет делать «Единая Россия», как она будет вообще восстанавливать свое влияние в регионе?

Орлов: Мне, кстати, не кажется большой проблемой, если главным кандидатом станет Потомский в результате снятия Денина окончательного. Регион, в общем-то, относительно депрессивный. Электорально он не очень значимый для каких-то, так сказать, общенациональных выборов, он долгое время входил в «красный пояс». Ну и, собственно, КПРФ будет демонстрировать там то, что никаких значимых изменений с приходом нового губернатора в регионе не произойдет. Во всяком случае, никаких факторов, указывающих на то, что Потомский будет задействовать какие-то новые ресурсы или действовать иными методами, чем Денин, нет. Он, собственно, как и Денин, имеет там бизнес-интересы, ориентиры на неформальные группы влияния и так далее. Поэтому страшного, так сказать, ничего нет.

А «Единой России» придется перегруппироваться, так сказать, подготовиться к новым выборам, жестко критиковать позицию губернатора. Были же губернаторы в свое время, которые не принадлежали к партии власти, их было в отдельный период до 20 человек в 90-е годы и это, в общем, мешало, конечно, консолидированной позиции, консолидированной политике федерального центра, но и снимало с него ответственность за многие процессы, которые происходили.

Но я, тем не менее, считаю, что вероятность его окончательного снятия с выборов, то есть подтверждение Верховным судом решение Брянского областного суда все-таки невелика. Я думаю, что он продолжит участие в выборах. А вот наиболее вероятный сценарий, что он продолжает участие в выборах и будет второй тур, все-таки 50%, и вот его исход уже сейчас предсказать достаточно сложно. Да, ЛДПР на стороне «Единой России», но и КПРФ сейчас будет мобилизовывать протестные группы. Посмотрим, это будет жестко, наверное.

Шакина: Может ли вся эта история как бы привести к тому, что где-нибудь задумаются о том, не ввести ли снова назначение губернаторов? Зачем такие эксперименты?

Орлов: Политические решения уже приняты и обещания приняты, и решения, и начавшийся политический процесс. Их нельзя, так сказать, обратить вспять.

Шакина: А если чуть-чуть погодя?

Орлов: Так вот, на мой взгляд, их нельзя обратить вспять, просто и власти, и правящей партии нужно делать в будущем, как я предполагаю, более четкие, выверенные ставки. Денин может победить на этих выборах, такая вероятность сохраняется, она высока. Но если абстрагироваться от ситуации, он не самый идеальный кандидат. Понятно, что был цейтнот, понятно, что все действуют в условиях не безвоздушного пространства заданных обстоятельств, но, тем не менее, идеалом и лицом новой политики федерального центра, политики, связанной с выборами, с открытостью и так далее Денина считать трудно.

Шакина: Может быть, действительно нужен был кандидат посвежее?

Орлов: Ну, наверное.

Шакина: Не додумали.
Другие выпуски