Бывший министр объяснил, почему захват губернатора в заложники – обычное дело

08/10/2013 - 16:19 (по МСК) Дмитрий Казнин

Бывший министр социального развития Киргизии Эдиль Байсалов рассказал Юлии Таратуте подробности бунта на шахте Кумтор в северо-восточной Киргизии, где властям пришлось ввести чрезвычайное положение.

Таратута: Давайте расскажем всем, что происходило с вашей родиной и с вами в ближайшие два дня. Автомобили, губернатор в заложниках. Давайте с самого начала кратко, тезисно и пойдем дальше.

Байсалов: Можно, конечно, говорить, что это сумасшедшие новости, вызывают большую тревогу. Но надо признать, что для Киргизстана это обычное явление.

Таратута: У вас каждый день захватывают в заложники губернатора, обливают его бензином?

Байсалов: Практически, да. Получается, что этим никого не удивишь. Что самое горькое – не удивишь этим наши власти, потому что многие в нашем государстве, в руководстве считают, что это проявление демократии. Видите, насколько мы близки, что можно нас и взять в заложники, мы будем сидеть в машине.

Таратута: Давайте все-таки расскажем, что происходило в ближайшие дни. Итак, конфликт развернулся вокруг…

Байсалов: У нас есть крупнейшее, входит в 10 крупнейших месторождений – Кумтор, он начал разрабатываться у нас в начале 90-ых годов. Тогдашний президент Акаев, а нынешний профессор МГУ Аскар Акаев, обещал нас устроить вторую Швейцарию благодаря этому месторождению.

Таратута: И заключил сделку с Канадой.

Байсалов: Да, там еще был такой Бинштейн, канадский деятель, он у вас тоже засветился в новостях. В общем, дело окончилось тем, что через 10 лет в результате этого правления…

Таратута: Никаких золотых гор не посыпалось.

Байсалов: Не посыпалось. Более того, к концу правления Акаева народ Киргизстана практически оказался с 30% этого месторождения, 70% находится сейчас в руках этой корпорации. И народ справедливо чувствует себя обманутым.

Таратута: Начались митинги, но сейчас в последние дни митинги достигли некой пиковой своей точки, поскольку негодующие жители стали бастовать, взяли в заложники губернатора и стали требовать исполнения своих условий с губернатором в заложниках и облитым бензином. Расскажите, как себя повели силовики киргизские?

Байсалов: Я тут скажу, что для тез людей, которые вчера были на площади, это достаточно узкая группа людей, и оппозиционные силы. Кумтор – лишь повод. Основной вопрос – некомпетентность действующего  правительства нашего.

Таратута: Каковы требования митингующих?

Байсалов: В результате переговоров, которые нынешнее правительство вело с этой канадской компанией, пришли к соглашению, что доля киргизского государства в месторождениях увеличивается до половины в обмен на отказ от внешних активов этой корпорации, а там они существенные, это в Турции, США. Абсолютно некомпетентное, безграмотное решение, которое не могло не удовлетворить ни народ, ни наш парламент. Этот меморандум будет отклонен, но, к сожалению, некоторые провокаторы, безответственные политические силы используют справедливое негодование нашего народа, чтобы разворачивать беспорядки. Такие беспорядки у нас практически каждую неделю случаются, это, к сожалению, так.

Таратута: Вы уже говорили, что не само месторождение – главный эпизод этой истории. Что в этой истории главное – экономика страны или все же мы говорим о чисто политике?

Байсалов: Я еще раз припомню нашего первого президента Аскара Акаева, который сейчас в роли такого скромного профессора, усердного кабинетного математика. Дело в том, что именно он несет ответственность за то, что наша страна была обворована.

Таратута: Потому что он подписал это соглашение?

Байсалов: При нем была развалена экономика, наше государство, социальная сфера, поэтому сотни тысяч моих соотечественников, к сожалению, сейчас вынуждены жить и работать в Москве.

Таратута: Что в конкретной защите месторождения экономического, а что политического? Потому что эксперты еще с лета говорят о том, что бунты в Киргизии – это новая «оранжевая угроза», что это непосредственная угроза нынешнему президента Атамбаеву, что это абсолютно политическая разводка, если говорить прямо, совершенно неважно, по какому поводу люди бунтуют. Важно, что они повышают градус, захватили и облили бензином губернатора, таким образом, вызывают некоторое ответное действие и ширят революционное настроение с целью свергнуть власть.

Байсалов: Я сразу хочу успокоить, что революционных настроений у нас… конечно, многим бы хотелось, но многим кажется, что это так легко, как в 2005, 2010 году взять и сместить власть. На самом деле, я могу твердо сказать, что власть президента Атамбаева достаточно крепка и что нам не грозит до 2017 года получить новое руководство. Это не от того, что я ему симпатизирую. Но вопрос в том, что  некомпетентность, безалаберность правительства из года в год, государство наше расшатывается. Раньше мы спорили с тем, что Киргизстан – неполноценное государство, что Киргизстан находится в опасности развала, но, к сожалению, сейчас из-за того, что власть путает беспорядок с рассветом демократии, к сожалению, это так. Допустим, зачинщики этих беспорядков никогда не наказываются, на самом деле, они должны были загреметь на 8-15 лет, в очередной раз их тоже простят. Это, конечно же, провоцирует новые порядки.

Таратута: Если я верно понимаю, митинги и бунты начались сначала в столице, потом перекинулись на регионы. Насколько ныне происходящее с месторождением связано с другим глобальным событием киргизским, а именно с выводом авиабазы США?

Байсалов: Это никак не связано, с таким же успехом это может быть связано с предстоящими сочинскими Олимпийскими играми. Это никоим образом не связано, может так показаться, что жизнь у нас в беспорядке. На самом деле, все это местный характер…

Таратута: Если я верно понимаю, с выводом авиабазы страна теряет довольно серьезные деньги, в казну поступает какая-то часть, а, может, и вся от 150 миллионов долларов в год. Вывод авиабазы грозит таким сокращением бюджета, есть Штаты со своими интересами, есть Россия, которой все время не нравиться нахождение авиабазы США на территории Киргизии. Эксперты ставят все эти события в одну цепочку. Совсем нет никакой связи, по-вашему?

Байсалов: К сожалению, как я уже сказал, мы победили авторитаризм, нет у нас диктатуры, нет у нас политических убийств, у нас свобода слова, свобода собрания и митингов. Но, к сожалению, мы никак не можем наладить умное государственное управление национальных интересов. Да Бог с ним, с этим Кумтором, мы его давным-давно проиграли, понятно, что этих миллиардов долларов  мы не увидим, сейчас уже поздно махать кулаками. Но дело в том, что в нашей стране очень много других месторождений, очень крупных. Сама ситуация в стране, весь климат такой, что не то что иностранные инвесторы, уже местный бизнес большой и малый не видит перспектив. Гораздо легче нашим людям поехать в ту же Москву, зарабатывать на жизнь и посылать оттуда деньги.

Таратута: Тут как говорить об инвестиционном климате и вообще о том, чтобы люди ехали не от вас куда-то, а к вам, когда предыдущие бунты были таковыми, что их подавливали БТРами.

Байсалов: Я хочу сказать, что это вовсе не так, что страна в ситуации хаоса, беспорядков. Это все локальный характер, на площади люди, а через квартал люди в кафе свадьбы играют, спокойно себе живут. В том-то и прелесть ситуации, что это стало нормой, но в то же время нам очень надо, чтобы государство сейчас консолидировалось в управление, без авторитаризма, но на основе верховенства закона. У нас этого не получается.

Таратута: А точка, к которой приходит при отсутствии авторитаризма, я просто представляю себе российских наблюдателей, которые читают новости, видят, что произошел захват губернатора…

Байсалов: Ваш Нарышкин у нас в гостях сегодня.

Таратута: Это вообще очень поучительно для чиновника, что может произойти в случае, если его действия не очень нравятся населению. Вы поддерживаете такую экстремальную развязку истории, что в отсутствии авторитарного мышления нужно захватывать и поливать бензином губернатора?

Байсалов: Нет, ни в коем случае. Эта ситуация не сразу приходит, развал сначала же в головах происходит. К сожалению, отсутствие уважения к государству, к представителям государственной власти может даже…

Таратута: Видимо, бездействие силовиков в такой ситуации.

Байсалов: Это деморализация государственной власти, деморализация, отсутствие ясного управления руководства, идеи, что правда, что не правда.

Таратута: А правда ли, что за всеми этими событиями стоят люди Бакиева?

Байсалов: Нет, можно говорить, что очень много у нас недоброжелателей как внутри страны, так и вне. Но обвинять кого, то это не имеет особого смысла, сейчас на действующей власти полностью лежит ответственность. 

Другие выпуски