Норвежская Богородица Путина не прогонит

Как российское консульство запретило норвежскому певцу исполнить панк-молебен Pussy Riot
20/11/2016 - 00:30 (по МСК)

Российское консульство предупредило норвежского певца Модди Кнудсена о том, что, если на концерте в Киркинесе вместе с Архангельским камерным оркестром, он исполнит свою версию песни Pussy Riot про Путина и Богородицу — это поставит под угрозу российско‑норвежские отношения. Хотя уж куда дальше — и так сплошные санкции. Модди Кнудсен прогремел как собиратель запрещенных песен — из 12 стран он взял 12 хитов, которые по политическим мотивам в разное время были признаны преступными.

Пол Модди Кнутсен, музыкант: «На радио нам говорят, что песня классная, красиво звучит, очень им подходит, но они не могут пустить ее в эфир, потому что она некомфортная, в ней слишком много смысла».

Его интервью голландской газете в итоге тоже не вышло. Молодой блондин с нежным голосом и внешностью для обложек девичьих журналов и конкурсов «Евровидение» даже в свободолюбивой Норвегии ― музыкант почти запрещенный. Пол Модди Кнутсен принципиально поет только песни, признанные экстремистскими в разных странах: «Я выбрал 12 песен, чтобы показать, что цензура ― это не региональная штука, она есть везде, не только в странах с авторитарным режимом и не только в далеком прошлом. Это то, что происходит каждый день по всему миру в любой стране, где есть власть».

Модди поет о тяжелых наркотиках, чилийской диктатуре, израильской оккупации и китайско-вьетнамской войне. Россия ― страна, щедрая на запреты: среди 12 запрещенных песен из альбома Модди вариация на тему панк-молебна русских Pussy Riot. «Если честно, я не ожидал найти в песне такой глубокий и хорошо написанный текст под тем, что лично я считаю не очень приятной музыкой», ― признается музыкант. ― «Я был просто поражен тем, какую сложную и важную историю они рассказывают в этой песне». Правда, клип пришлось снимать на паперти: «Сначала церковь с радостью согласилась. Потом они подумали, перечитали текст и решили, что эта песня неприемлема для исполнения в часовне».

В Норвегии Модди должен был выступать вместе с Архангельским камерным оркестром, но даже на камерном фестивале в крошечной пиццерии норвежского Киркенеса песню исполнить не удалось. Российский консул в открытом письме организаторам фестиваля напомнил музыкантам о том, им рано или поздно придется возвращаться домой.

На странице генконсульства России в Киркенесе в фейсбуке опубликовано следующее заявление: «Мы обратились к оргкомитету фестиваля на местном уровне с тем, чтобы проверить, были ли музыканты Архангельского камерного оркестра уведомлены о характере того выступления, в котором им предстояло участвовать».

Модди сам решил не дразнить судьбу. После письма из консульства все заговорили о шестилетнем сроке, грозящем оркестрантам, так что на концертах в Тромсё и Киркенесе молебен из программы исключили.

Организатор фестиваля Хейкки Кнутсен объяснил: «Мы не можем влиять на творчество музыкантов, не можем регулировать их музыкальные, художественные или литературные произведения. Однако Модди понимает, что исполнение этой песни чревато для оркестра, поэтому он решил не выступать с ней на предстоящем концерте». На вопрос, означает ли это в таком случае, что российское законодательство и система наказаний распространяется на норвежские территории, он ответил: «К сожалению, да».

Окруженные заботой консульства музыканты Архангельского оркестра говорить с журналистами отказались. Зато перепетый молебен Модди наконец услышали Pussy Riot, с которыми самому норвежцу связаться не удалось. Впрочем, Модди не расстраивается ― некоторые песни звучат громче, когда о них молчат.

«Для того, чтобы прогреметь, этой песне не обязательно быть спетой, настолько глубок ее смысл. Я не исполню ни одной ее ноты, и каждый в зале обратит на это внимание. Каждый человек в зале заметит вакуум. Концерт закончится, и единственное, о чем будет думать зал, ― это песня Pussy Riot, которая не была спета. Это станет еще одним доказательством того, что эта песня просто непобедима», ― уверен Модди.

Концерт в норвежском Киркенесе ― почти конец его мирового турне. Песню про Путина и Богородицу он пел везде, кроме родной Норвегии. Впереди ― испытание турецким Стамбулом и американским Канзасом. 

Другие выпуски