Сколько самолетов сбила Турция за последние три года

26/11/2015 - 01:11 (по МСК) Владимир Роменский

И сколько раз российские самолеты нарушали воздушное пространство Турции до трагического эпизода со сбитым бомбардировщиком Су-24?

Фото: Haberturk TV / twitter

Российский бомбардировщик стал далеко не первым, который сбили, якобы, за нарушение воздушной границы с Турцией. Анкара достаточно часто за последние годы прибегала именно к таким методам. Однако такая ситуация «приблизился к границе — получи ракету» вообще характерна для этого неспокойного региона.

Турция предупреждала и не раз: нарушите воздушное пространство — откроем огонь. Отдельно и специально об этом уведомляли Россию. Уже после начала операции в Сирии, российского посла дважды вызывали на ковер в МИД Турции. Но серьезной реакции на эти предупреждения так и не последовало. По крайней мере, очевидные и необходимые меры безопасности в Министерстве обороны приняты не были. Анкара же действовала уже по отработанному сценарию: за последние 2 десятилетия ВВС Турции регулярно участвовали в боевых операциях. Только во время конфликта с Грецией, а воздушную границу нарушали и те и другие, каждая из сторон потеряла по 3 истребителя F-16.

А в последние 3 года Турция дважды сбивала воздушные суда Сирии. Однако и первые потери на этом фронте понесла сама Анкара. В июне 2012 года её разведывательный самолет исчез с радаров в районе средиземного моря юго-восточнее приграничной с Сирией провинции Хатай. Его сбили сирийские военные зенитным ракетно-пушечным комплексом «Панцирь-С1», поставленным Россией. Самолет нарушил воздушное пространство страны, и даже Турция это признала. Президент Сирии Башар Асад тогда выразил сожаление, но извиняться не стал. Эрдоган ответил, что любая провокация Сирии с этого момента считается военной угрозой.

 

Именно такую угрозу, по всей видимости, усмотрели в сирийском вертолете год спустя. Сирийский Ми-17 оказался в турецком небе в сентябре 2013 года. Пилот турецкого истребителя поднятого по тревоге сделал несколько предупреждений, а затем открыл огонь на поражение. К этому моменту стороны уже закрыли друг для друга свое воздушное пространство, в том числе и для гражданских самолетов.

Следующий инцидент произошел несколькими месяцами позже. 23 марта 2014 в провинции Касаб два сирийских МИГа-23 патрулировали приграничную территорию. Один из них отклонился от курса и по данным Анкары оказался на ее территории. Несмотря на многократные предупреждения, самолет продолжал нарушать воздушное пространство Турции, в результате чего был сбит поднятыми по тревоге истребителями F16 турецких ВВС. Дамаск тогда пользовался той же риторикой, с которой накануне выступал российский президент Владимир Путин: «Это открытая поддержка бандформирований, которые проникают в Сирию с территории Турции для убийства мирных жителей и уничтожения объектов инфраструктуры».

 

С проблемой нарушения турецкой границы российские военные столкнулись практически сразу после начала операции в Сирии. За первые 10 дней октября Анкара зафиксировала 13 случаев опасного сближения российских самолетов с самолетами Турции, заявляли тогда в МИДе этой страны. Там также подчеркивали, что дважды было зафиксировано нарушение воздушного пространства. В Москве признали один из этих эпизодов. Главнокомандующий Воздушно-космическими силами России генерал-полковник Виктор Бондарев заявил, что наш самолет «чуток забрался в турецкое небо». По его словам, маневр был необходим, поскольку по самолету собирались нанести удар с земли. Тогда Турция в очередной раз пообещала сбивать самолеты, пересекающие ее воздушную границу.

И вот накануне F-16 сбил Российский самолет. Определить нарушил ли он воздушное пространство, наверное, смогут через некоторое время ответить эксперты. Однако и к российским военным остаются серьезные вопросы. По словам главного редактора газеты «Военно-промышленный курьер» Михаила Ходаренка, после таких серьезных предупреждений необходимо было по максимуму исключить возможность приближения к турецкой границе. Кроме того, если бы бомбардировщик был прикрыт российскими истребителями, ни один турецкий летчик бы по нему огонь не открыл. Тут же последовал бы симметричный ответ. Похоже, в Москве думали, что Анкара для России сделает исключение, но там, по всей видимости, решили быть последовательными.