Дуров согласился на регистрацию в Роскомнадзоре, но отказался выполнять «закон Яровой». Что ждет Telegram?

28 июня, 17:56
7 175 2

Создатель Telegram Павел Дуров написал на своей странице «ВКонтакте», что все данные, которые от него требует Роскомнадзор для регистрации в реестре, находятся в открытом доступе. Он заявил, что не против использования этой информации для регистрации мессенджера, подчеркнув, что ни «закон Яровой», ни «другие антиконституционные законы» он выполнять не будет.

Что требовал Роскомнадзор

Александр Жаров в открытом письме 23 июня заверил, что у ведомства есть только одно требование к Telegram: заполнить присланную анкету сведениями о компании, которая управляет Telegram, и официально направить ее в Роскомнадзор.

По его словам, включение мессенджера в реестр не повлияет на правовой статус Telegram и «означает лишь готовность Telegram работать по российским законам».   

Позже Жаров в интервью НТВ сказал, что спецслужбам нужны «ключи для дешифрации» сообщений внутри Telegram, поскольку сервисом якобы пользуются террористы. Дуров ответил, что это требование не только противоречит конституции, но и «демонстрирует незнание того, как шифруется коммуникация в 2017 году».

По его словам, у владельцев мессенджеров нет и не может быть «ключей для дешифрации», потому что эти ключи хранятся на устройствах самих пользователей. Такой же принцип используют другие популярные мессенджеры, включая WhatsApp, Viber, iMessage и Facebook Messenger, объяснил Дуров. 

Что предложил Дуров

В анкете, которую Роскомнадзор прислал в Telegram, необходимо указать наименование компании, страну регистрации, идентификаторы (налоговый и в торговом реестре страны регистрации), адрес (физический и электронный), провайдера хостинга и описание сервиса.

Дуров в своем сообщении указал Роскомнадзору, что вся эта информация находится в открытом доступе, и он не против, чтобы ее использовали «если на этом желания регулятора действительно ограничиваются».

При этом Telegram не будет выполнять «антиконституционный и нереализуемый технически „закон Яровой“», подчеркнул Дуров, пообещав «тот уровень сотрудничества, который демонстрируем во всех остальных странах». Речь идет об удалении материалов с детской порнографией, пропагандой терроризма, наркотиков, призывами к насилию, объяснил Дуров.

«Если Telegram действительно будет заблокирован на территории России, то это произойдет отнюдь не потому, что мы отказались предоставить данные о нашей компании», — заключил он. 

Что говорит закон

По закону «об организаторах распространения информации», зарегистрировавшись в Роскомнадзоре, Telegram должен будет хранить историю сообщений в течение полугода, предоставлять спецслужбам ключи для декодировки сообщений, а также хранить всю переписку пользователей (с 2018 года). В случае отказа сделать это, сервис будет заблокирован, говорится а законе. 

Источник «Ведомостей» в Роскомнадзоре сказал, что Дуров направил обращение в такой форме, по которой его нельзя будет считать регистрацией. По словам источника, решение по этому вопросу будет принимать лично Жаров. Глава ведомства ответил, что если данных будет достаточно, Telegram внесут в реестр.

После этого, по закону, мессенджер будет обязан собирать и хранить в течение полугода все метаданные о пользователях — кто с кем общался, когда был онлайн и т.д., объясняет руководитель проекта «Роскомсвобода» Артем Козлюк.

«Сейчас будем ждать первый официальный запрос ФСБ на выдачу метаданных и того, как на это отреагирует сам сервис. Либо это все будет происходить кулуарно, без возможности провести общественный мониторинг», — рассуждает он.

Если раньше Telegram блокировал какие-то группы по своему решению, теперь мы не сможем узнать, чье это было решение — самой команды или конкретного «майора», добавил Козлюк. 

Фото: Reuters

Купить подписку
Комментарии (0)

Комментарии доступны только подписчикам.
Оформить подписку
Читайте и смотрите новости Дождя там, где вам удобно
Нажав кнопку «Получать рассылку», я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера