Выбрать гроб и заказать поминки онлайн: как началась «уберизация» ритуальных услуг и почему умер Umer

05/07/2017 - 01:08 (по МСК) Соня Гройсман

Выбрать кладбище, оформить участок, заказать гроб, оградку и цвет венка, организовать поминки — и все в режиме онлайн. Технологии приходят туда, где их ждали в последнюю очередь — в мир мрачных похоронных бюро и мафиозных могильщиков. Соня Гройсман рассказывает о тех, кто с помощью IT мечтает изменить рынок ритуальных услуг.

Cотрудник ритуальной компании «Честный агент» запускает квадрокоптер над кладбищем в Подмосковье. Беспилотник фотографирует пустые места, и получается оцифрованная карта захоронений. Место на кладбище теперь можно выбрать не вставая с дивана — прямо с телефона. 

«Мы перевели кладбище в цифровой вид, мы использовали технологию аэрофотосъемки, с квадрокоптеров. Билеты в системе можно бронировало по принципу онлайн кинотеатра. Кликаете и получаете пакет документов для оформления», — рассказывает Павел Сосновый, директор по развитию ритуального сервиса.

«Честный агент» называет себя первым ритуальным онлайн сервисом. На сайте можно собрать похороны под ключ. 

Выбрать на карте одно из 23 кладбищ, с которыми сотрудничает компания, оформить участок. Прямо на сайте можно выбрать тип гроба, определиться с цветом венка. И даже типом оградки, которая будет на участке — «гранат», «духовение» или «лиана». 

Однако окончательную цену можно узнать только в офисе компании. Оплата — только по безналичному расчету. Сервис сотрудничает с похоронными агентами, компаниями и поставщиками по всей Московской области и, по сути, представляет собой агрегатор ритуальных услуг. Из-за этого «Честного агента» сравнивают с агрегаторами услуг таксопарков и частных водителей — Uber и Gett. 

«У нас этот рынок монополизирован, как я понимаю. Есть ГБУ „Ритуал“, который будет не очень доволен, что выходит подобная молодая платформа, которая говорит: „А, это можно сделать проще, автоматизированнее,  дешевле и даже с эстетической точки зрения это можно сделать правильно“. Но опять-таки, это некая данность: не сейчас, значит через два, через три года. Это такие же естественные процессы, как выход „Яндекс.такси“ на рынок частного извоза. Уникальная система в том, что пользуются ей в принципе агенты, а агентом может стать любой человек», — считает  Максим Перлин, основатель FindFace.

Это не первая попытка перевести рынок ритуальных услуг в России в digital и тем самым радикально изменить его. В январе этого года бывший сотрудник «Яндекс. Погоды» Дмитрий Геранин анонсировал сервис Umer — как Uber, только для похорон. Вот что он говорил в интервью зимой: «Я люблю общаться больше с телефоном, чем с людьми. Общаться в трагический момент, когда у меня мысли заняты не тем, еще с живым человеком, для меня это сложновато». 

Однако дальше анонса дело не пошло. Геранин уехал в Минск, где занимается совсем другим проектом. Комментировать несостоявшийся запуск он отказался. Хотя уже тогда в многочисленных интервью он рассказывал об угрозах, которые стали поступать от игроков на похоронном рынке. 

Стартаперам нужно учитывать, что этот бизнес — чудовищно прибыльный и столь же криминализированный. Он практически никак не регулируется законом и во многих регионах практически полностью подконтролен государственным компаниям. Несмотря на это, в планах «Честного агента» — достичь пятой доли рынка Московской области. 

«Наша команда поставила перед собой амбициозную цель — изменить рынок ритуальных услуг в России, сделать его честным и открытым, и мы своими действиями  хотим доказать, что это возможно», — заявляет Павел Сосновый.

Однако за такими словами могут скрываться иные цели, считает социолог Сергей Мохов. 

«Весь этот визг в публичном поле про темных похоронных агентов, ужасных и так далее, направлен на одну историю — монополизацию этой сферы. Чтобы такие крупные игроки, а я уверен, что за «Частным агентом» и за всей этой историей стоит кто-то, кто хочет объединить московский областной рынок. За ними стоит очень простая история: мы должны выдавить всех этих темных и ужасных агентов и забрать рынок себе. Это такая чисто позиционирующая маркетинговая история», — подчеркнул социолог.

Фото: DepositPhotos

Также по теме
    Другие выпуски