Кто и как зарабатывает на «Русиано»

«Бургер Кинг», бар «Огонек» и петербургские казаки в поисках альтернативных источников дохода
06/12/2016 - 02:16 (по МСК) Анна Монгайт

Русиано стал брендом: в Роспатент поступило сразу несколько заявок на регистрацию товарного знака. Идея принадлежит премьеру Дмитрию Медведеву и армянскому президенту Сержу Саргсяну. И теперь, вполне возможно, русиано сможет приносить доход победителю конкурса Роспатента. Среди конкурсантов есть и госкомпании: зарегистрировать русиано как собственный товарный знак хочет «Газпромнефть» с её сетью кафе на заправках. Инструкция, как нажиться на русиано, — в сюжете у Алексея Коростелева.

Самое главное, что по вкусу русиано, видимо, ничем не будет отличаться от обычного кофе американо, но в любом случае, у Роспатента есть несколько заявок на регистрацию товарного знака, и там не только «Русиано». Все заявки поданы в ноябре, их около десяти.

Есть еще варианты — «Руссианская» (кофе в женском роде?), «Капуттино» (к премьеру это уже не имеет отношения), плюс все те же названия, написанные на латинице. Среди потенциальных хозяев бренда — телеканал Fashion TV, несколько акционерных обществ, например, «Айпекс групп». Но первыми подали заявку «Газпром нефть» и 30-летний петербуржец Виктор Пастернак. Между ними, по праву первого, должна развернуться борьба за бренд. Виктор Пастернак — юрист, специализирующийся как раз на авторском праве, по его словам, заявку его попросили подать клиенты — на будущее, если бренд не потеряет актуальность.

Виктор Пастернак, специалист по интеллектуальной собственности и коммерческому праву: У меня заявка охватывает еще несколько других классов, в частности, кондитерские изделия, сервизы чайные и кофейные, еще ряд других товаров и услуг — услуги в сфере общественного питания. То даже если Роспатент будет отказывать по этому основанию в отношении кофе, вряд ли у них будет достаточно оснований для того, чтобы отказывать в регистрации по другим классам.

Но по факту, несмотря на отсутствие официального товарного знака, русиано уже появилось в меню некоторых ресторанов. В первую очередь, речь идет о фастфуде «Бургер Кинг», который на две недели ввел русиано в свое меню. В компании говорят, что сделали это ради эксперимента, и по факту он успехом не увенчался, хоть ажиотаж вокруг нового вида кофе, который дешевле американо и был, но на продажах и выручке это никак не сказалось — кофе не тот товар, продажи которого зависят от названия. Но в «Бургер Кинг» не теряют надежду и продолжают эксперимент в некоторых городах. А первыми, кто подхватил это слово от Медведева, себя считают владельцы екатеринбургского бара «Огонек».

Но суровые уральские рестораторы пошли дальше русиано и переименовали все американские напитки из барного меню и дали им русские названия. Так виски одной очень известной марки превратился в виски «Жора Денисов». Угадайте, о какой марке идет речь. Стейк  «Нью Йорк» — в стейк «Воронеж». Коктейль «Бронкс» — в коктейль «Бирюлево». А Б 52 стал Су 34. Хорошо, что не Су 33, который сегодня упал с авианосца «Адмирал Кузнецов».

Но в баре «Огонек» прибыль от этого специального меню даже не считают. Быть в повестке, как говорят владельцы бара, — это их особенность или фишка.

Евгений Кексов, совладелец бара «Огонек»: Грех было не воспользоваться таким подарком от премьер-министра. Была большая реакция от гостей, люди носили с собой это меню в качестве подарка, фотографировали, друзьям рассказывали. Само меню — одно дело, а то, как о нем рассказал весь мир, потому что даже The Washington Post и Der Spiegel об этом написал, это еще больше подстегнуло людей говорить об этом меню в нашем заведении.

Но, пожалуй, самым необычным образом зацепились за этот тренд петербургские казаки. На волне переименования американо в русиано они решили зарегистрировать собственный товарный знак — «Казачино», аргументируя это вот чем.

Андрей Поляков, атаман Православного союза казаков «Ирбис»: Особенность в том, что вместо молока в кофе добавляют мед. И у нас на Кубани пьют уже давно такой кофе, поэтому, я думаю, что людям должно понравиться. Действительно, есть сведения, что казаки задолго до Колумба открыли Америку, есть казачьи поселения на сегодня в Калифорнии. Мы надеемся, что когда-нибудь все-таки Калифорния будет независимой от Соединенных Штатов, и Аляска в том числе, она ближе к России территориально. У нас даже в колледже поставили на автомате кофейном, в казачьем колледже я имею в виду, там кнопочка есть — «казачино». Любой желающий может попробовать.

Но если серьезно, то по факту, бренд «Русиано» вряд ли будет долговечен — это уже поняли в «Бургер Кинг», с этим соглашается Виктор Пастернак, первопроходец в официальной регистрации бренда. Но если в ближайшей перспективе бренд бесполезен, то через пару лет он может пригодиться.

Виктор Пастернак, специалист по интеллектуальной собственности и коммерческому праву: Об этом обозначении если сейчас все забудут, то обязательно вспомнят к Чемпионату мира по футболу, потому что необходимо будет чем-то выделяться на фоне иных заведений общественного питания во всем мире, это будет такая российская национальная фишка — американо будут называть русиано. Хотя, конечно, с точки зрения подхода это такое топорное импортозамещение, как у нас это часто сейчас делается.

Вот такие символы России увидят гости Чемпионата мира по футболу — мяч Красава, волк Забивака, к которым, как надеется Пастернак, может неформально присоединиться и кофе русиано. 

На превью: РИА Новости

Другие выпуски